Домой     Старое кино    История моды    Журналы    Открытки    Музыка    Сестры Берри   Грампластинки   Сборник эстрады 60-х

 

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9

 

  Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 


 

Михаил Казиник против антимира

 

 

 

 

«…и  Цинциннат  пошел  среди  пыли  и  падших  вещей,   и трепетавших полотен,  направляясь в  ту сторону,  где,  судя по голосам, стояли существа, подобные ему».   

 
Набоков «Приглашение на казнь»

 

 

Творческий вечер Михаила Казиника - Тайные знаки культуры (2012)

 

 


 

 

 

Антимир явлен нам и да здравствует!

И мы рождаемся, и существуем ему во благо, и, отходя в антимир данного антимира, даем богатый перегной из нереализованных талантов и невоплощенных ожиданий.

Антимир прост и удобен в эксплуатации.

По сути, все сведено к двум кнопкам: одна «вкл/выкл» на автомате с бутербродами, вторая «вкл/выкл» на пульте телевизора.

Воспринимать антимир без юмора невозможно: он наводнен киосками и супермаркетами с «не едой»; радиостанциями, транслирующими то, что называется музыкой, но музыкой не является; прессой, всерьез пишущей о каких-то антиреалиях (которые нам непременно нужно вкусить, иначе взалкаем свои собственные локти); самое вредное и дешевое собирает в антимире большие очереди, а самое ценное и хрупкое не стоит гроша.

Даже прогноз погоды тут преподносят через рекламу нижнего белья…

А Михаил Казиник, по-шагаловски пролетевший над нашим городом и задевший его своим благословенным незримым крылом, хотел бы прогноз погоды вести с классической музыкой (он бы все делал с классической музыкой!): «Сегодня будет пасмурно, поэтому рекомендуем во второй половине дня послушать 20-й концерт Моцарта»…

Михаил Семенович Казиник - музыкант, актер, писатель, педагог, эксперт и ведущий Нобелевского комитета, а главное – жаркий пропагандист Прекрасного.

«Почему крестьяне 19 века понимали Баха, а для нас сегодня Бах вдруг стал сложным?» – удивляется Казиник, - «Потому что мы не настроены на нужную волну.

Крестьянин 19 века в субботу забывал о всех делах, наряжал детей, жена тоже наряжалась, они шли в церковь - в большой дом, где никто не живет, видели распятие, задумывались о жизни и смерти… они включались в Вечность! - и Бах был понятен им!»

Казиник небезопасен: под его обаяние попадаешь сходу, с первой мимолетной встречи, не успев даже толком разглядеть этого человека.

Случаются на этой планете люди с невероятно сильным энергетическим полем.

Михаил Казиник их породы.
 
 
 
 
Михаил Казиник. Зачем учить детей музыке?
 
 
 
 
 

Скрипач Михаил Казиник: «В России искусство — грань между жизнью и смертью»

 

Михаил Казиник — всемирно известный скрипач, общественный деятель, исследователь в области музыкотерапии, режиссёр, актёр и писатель. Родился Казиник в 1951 году в Ленинграде, но в 1991 году переехал в Швецию, где и проживает до сих пор. Казиник ведёт передачи на нескольких крупных российских радиостанциях, читает лекции в столице США и России и даже создаёт свою школу в Челябинске и Выксе. 2, 3, 9 и 10 ноября Михаил Казиник даст концерты в Москве — на которых все желающие смогут убедиться в его нетрадиционном подходе к исполнению классических произведений.

 

Лариса Алексеева, АиФ.ru: Вас называют «настройщик человеческих душ» — почему?

 

Михаил Казиник: Дело в том, что творения искусства любых жанров, будь то литература, музыка или поэзия, — это вибрирующий источник энергии. Но большинство людей, к сожалению, похожи на испорченные приёмники, не настроенные на волну восприятия прекрасных вибраций. Поэтому я стараюсь как можно большее количество таких приёмников настроить, отремонтировать и проверить в действии.

 

Л. А., АиФ.ru: Ваша новая школа — в чём её отличие от других существующих традиционных школ?

 

М. К.: Речь идёт об образовании. Прежняя система, возможно, и была идеальной для прошлого века — без Интернета и с минимумом теле- и радиоканалов. Но сейчас, когда благодаря всемирным сетям наша планета стала единой, произошёл информационный взрыв, и количество новых знаний растёт в геометрической прогрессии, и уже не представляется возможным изо всех сил цепляться за старые технологии везде, в том числе и в образовательной сфере. Клиповая система образования прошлого века устарела. Сегодня не нужно запоминать разрозненные факты, нужно вырабатывать умение мыслить и легко ориентироваться в бурном потоке информации.

 

Л. А., АиФ.ru: Если наша система образования устарела, значит, её нужно менять? С чего начинать?

 

М. К.: Сейчас объясню. Каким сейчас выглядит процесс обучения в самой обыкновенной общеобразовательной школе? Учитель географии читает свой предмет 45 минут, учитель истории — историю 45 минут и так далее. Получается странная вещь. Разрозненные факты есть, а системы нет. А между тем география — это место, история — это время, а культура — это то, что наполняет смыслом это место и время. Если же несколько педагогов объединят свои усилия при ведении предмета, то уровень образования повысится, а школа — из серой рутины превратится в радостную встречу с прекрасным. Что происходит в действительности. Мы отдаём своих шести-семилетних детей в школу на двенадцать лет, и что получаем в результате — после того, как по шесть часов в день много лет подряд специалисты занимались ими? Мы часто получаем необразованных детей с больной психикой и, что самое страшное, ненавидящих процесс обучения. Разве это не дико? Значит, школа в том виде, в каком она существует сейчас, устарела.

 

Л. А., АиФ.ru: Звучит, как приговор, безжалостно. Но выполнимо ли это?

 

М. К.: Свой опыт я уже опробовал в Выксе и Челябинске и предложил школьным учителям иную систему преподавания. А теперь вижу, у них в глазах появился блеск и вера в то, что они смогут построить другую школьную систему.

 

Л. А., АиФ.ru: Думаю, наше руководство страны не обрадуется этой информации. Это идёт вразрез с нашими именно клиповыми ЕГЭ.

 

М. К.: Понимаю, но предпочитаю оценивать ситуацию трезво. Если этого не произойдёт сейчас, мы потеряем то, чем отличаемся от всего остального мира. Наша культура для нескольких поколений была остриём этических проблем. В то время как на Западе, она — часть дизайна, украшающего вечера week-end’ов. Чтобы мы окончательно не скатились в мир «калифов на час» — блокбастеров, бестселлеров и хитов, нужно менять подход и к системе образования, и к образу жизни в России. К сожалению, сейчас это пытаются делать те, кто вышел из этой «клиповой» школы. Вот они и выбрасывают ряд важнейших предметов, главных предметов бытия, всего, что было выстроено от Сократа до Канта, выбрасывают слово, концепцию, риторику, то есть всё то, на чём благополучно существовали цивилизации. Теперь главным предметом станет «Россия в мире». Странный предмет. Ведь достаточно выйти на улицу, и сразу станет ясно.

А затем для сравнения поездить по миру. Тогда станет совсем ясно. Если вести этот предмет честно, то это будет самый страшный предмет в истории человечества. И вот эти дети из этой России должны будут что-то выбирать. И они уж точно выберут! Многие дети сегодня уже ездят по разным странам, у них есть возможность сравнивать.

Но важно понять, Россия сильна не уровнем жизни, как и не качеством квартир и автомобилей, и даже не чистотой улиц. Она велика своей духовностью, творческим вкладом в духовную копилку человечества. То, что мы сделали в области культуры, литературы, музыки, философии в течение всего XIX и начале XX века, — уникально. Но я прекрасно понимаю, что предмет «Россия в мире» не об этом. Ибо как раз ЭТО и выбрасывают из образования.

 

Л. А., АиФ.ru: Как вы относитесь к России?

 

М. К.: Я безумно люблю свою страну и свой народ. Я уже почти не контактирую с Западом, хотя живу именно там. Мне кажется, что сейчас надо делать всё возможное для своей страны, чем я очень активно занимаюсь. Интерес к моей деятельности есть. Но, к сожалению, всё раскручивается крайне медленно. Причины такой медленной раскрутки, думаю, ясны. Я же не бью женщин ногами и не меняю их, как перчатки, десятками в неделю. Если б я менял женщин на каждом шагу, тогда бы я был интересен гораздо большему количеству современных людей. Но поскольку я живу всю жизнь с одной женой, то не могу быть интересен для российской прессы.

 

Л. А., АиФ.ru: Легко ли вам было поменять место жительства?

 

М. К.: Для начала скажу, что из нашей страны я так никуда и не уезжал. Дважды побывал в Швеции на гастролях, и каждый мой приезд мне предлагали заключить контракт на разные виды концертной деятельности. Но всякий раз я отказывался. Меня устраивала жизнь в Советском Союзе, в котором что-то происходило каждый день, а в Швеции в событийном плане всегда было пусто. Мило, чисто, тихо и размеренно. Всё по расписанию, как в больничной палате.

Итак, меня с женой и сыном пригласили в Швецию в июле 1991 года на гастроли. Обратные билеты мы купили на 20-е августа. А 19 августа 1991 года начался путч. Помните, танки в Москве? Трясущиеся руки Янаева? Каменные лица дикторов, сообщающих последние новости? Чувства, которые мы испытали тогда, передать невозможно!

И в тот же день я принял эмоциональное решение поселиться и работать в Швеции. Дальше в России эта заварушка очень быстро сошла на нет, но меня уже захватило. Ведь если Россия будет демократическим государством, то я смогу жить и там, и там. Так что там, можно сказать, я оказался случайно, благодаря самому невероятному стечению обстоятельств. А свою страну я не покидал, огромную часть времени я здесь.

 

Л. А., АиФ.ru: То есть проблем с адаптацией в новой для вас стране не было?

 

М. К.: Дело в том, что, когда уезжает человек искусства, на мой взгляд, ему намного проще, чем людям других профессий. Человек искусства — сам по себе отдельная национальность. Хотя это действительно большой и серьёзный вопрос. Есть русское отношение ко всему, и творческий человек, который рождён, воспитан, сформирован в русской среде, уже никогда не будет другим. Только его внуки или правнуки смогут стать другими, потому что они не знали этой среды.

На самом деле у нас есть определённое особое отношение к искусству, которого нет на Западе. Я могу его сформулировать очень коротко. На Западе искусство и культура — это чаще всего дизайн. А в России — это грань между жизнью и смертью. Для нас искусство и культура — это путеводитель, спасение, это — свет в конце тоннеля. Да, когда-то ещё Белинский сказал, что в России никогда не было парламента.

Но продолжил: «Всё-таки неправда, в России есть парламент — это русские писатели». Такого нигде больше нет!

 

Л. А., АиФ.ru: Вы не только эрудированный рассказчик. Но зачастую ваш взгляд на известные факты необычен, а логика — парадоксальна. Как вам удаётся так читать хрестоматийные произведения из школьной программы, что все слушатели начинают открывать для себя новое в таких привычных произведениях.

 

М. К.: Но ведь это же так интересно. Мало кто знает, что гениальный Пушкин, играя со своим читателем, закодировал свою «Сказку о царе Салтане» на число 3? Мало того, что поэт пишет гениальную сказку с гениальной идеей, так он ещё устраивает и потрясающие математические игры! Три — во всём! Три действия, три путешествия, три превращения Гвидона и три чуда, даже «три девицы под окном» в самом начале. Даже когда князь Гвидон открывает бочку, идёт такой текст: «Вышиб дно и вышел вон!» — три удара на трёх звуках «в». Лук делается из трёх движений. Написано феноменально, легко и красиво! А три полёта князя Гвидона? Когда нужно было лететь в четвёртый раз, то князь не полетел, а «с женой остался». И всё, чтобы не нарушить триединство. И таких примеров в истории культуры бесчисленное множество! Ведь всё искусство — это великая игра! Великая музыка — она лёгкая и гармоничная, она общается с космосом. Если же в ней появляются жёсткие аккорды, то это выходы в другие пространства, но путь этот из депрессии к счастью. В Патетической сонате Бетховена патетического — лишь несколько секунд. А потом после ля бемоля вверху и си бемоля в басу — переход в чудное движение, в эмоцию и активность. А Сальери совсем не бездарь, а скорее, наоборот. Какой же он бездарь, если был любимым учителем Бетховена и Шуберта? Да он не был убийцей Моцарта, стоит лишь внимательно прочитать Пушкина. Просто большинство людей всё читает на поверхностном уровне. И в результате — масса ложных, искажённых выводов.

 

Л. А., АиФ.ru: Жизни многих творческих людей коротки и трагичны. Их мучают недуги, но чем сильнее муки, тем лучше их произведения. Но почему так?

 

М. К.: Потому, что это поцелуй и удар Бога?.. Поцелуй, чтобы запустить творческий процесс, а удар — для того, чтобы преодолел его и… победил. Удары могут быть разными: здесь и глухота, слепота, непонимание, издевательства, одиночество, болезни, депрессии. Какие только испытания ни готовит Бог для избранных. Но только творчество помогает им преодолеть все трудности. Так, через тернии к звёздам и мчатся навстречу вечности эти Титаны.

 

От автора: Когда я слушаю радиопрограммы Михаила Казиника, то и в них есть эта лёгкость, игра и озарение. А ещё чудесное завершение каждой передачи. «Обнимаю вас музыкой», — говорит музыкант. Трудно найти более доверительные и искренние объятья.

 

 

http://www.aif.ru/culture/person/47085

 

 

 
 
 
 
 
 
 

«Сколково и все инновации ХХI века уже давно зашифрованы в лирике Пушкина»

 

 

Лекции Казиника собирают в Европе тысячные аудитории. Что такого уникального он делает? Берёт вещи, известные нам чуть ли не со школьной скамьи, встряхивает... наши мозги, заставляя нас взглянуть на эту вещь, а через неё - на мир другими глазами. 

 

Почему не «поэт»?

 

- Помню, прочитав «Ларчик», сперва обиделся на Крылова: басню не закончил, - говорит Михаил Семёнович. - Почему не рассказал, что же за секрет крылся в замке? Но потом понял - Крылов сделал всё правильно, а ошибаемся мы, читатели. Знаете, в чём ошибка? Обычно читают: «Ларчик ПРОСТО открывался», ставя ударение на «просто». А на самом-то деле ларчик просто ОТКРЫВАЛСЯ. Первый - неправильный - вариант подразумевает, что у ларчика был замок и что Крылов поленился, так и не объяснив, какой ключик подобрал заморский мастер к «секрету». Но на самом-то деле никакого замка не было - надо было всего лишь поднять крышку! А отсутствия замка не заметили! И тогда крыловская басня гениальна! Потому что Крылов показал, как смешны мы бываем, тратя все силы - вплоть до привлечения заморских мастеров к открытию ларца - на решение проблемы, которой просто не существует! Её нет! Мы её сами себе выдумали!

Таких примеров очень много. Знаете, в Интернете есть сайты типа «Люблю Пушкина - ненавижу Пушкина». Так вот, ненавистников там больше! На что они ссылаются? На пушкинское стихотворение «Памятник». На то, что поэт - бабник, пьяница, картёжник - вдруг пишет: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»! В школе оно подаётся как завещание великого поэта. Но никому в голову не приходит, что «Памятник» - это пародия. Пародия на Державина. Ключ к этому - строчка «И не оспоривай глупца». Под глупцом он имеет в виду Державина. Почему? Для этого нужно вспомнить одну вещь. В ту эпоху все поэты переводили Горация, его «Памятник».

Переводили его с теми географическими атрибутами, которые указал в оде древнеримский поэт. И вдруг Державин, переводя «Памятник», пишет: «Слух обо мне пройдёт от Белых вод до Чёрных» (морей). То есть получается, что речь в оде идёт не о Горации, а о нём самом, Державине. А славу бессмертную он стяжал, воспевая императрицу. Когда Пушкин прочитал державинский перевод, он очень рассердился. Потому что Державин там сказал одну ужасную - по мнению Пушкина - вещь: поэзия, если тебя презирают, то и ты в ответ презирай: «О Муза!.. И пре́зрит кто тебя, сама тех презирай». То есть действуй по принципу «Сам ты дурак», как говорил Остапу Бендеру отец Фёдор из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. По мнению Пушкина, всё по-другому. Пушкин говорит: «Веленью Божию, о муза, будь послушна, обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли РАВНОДУШНО...» И не спорь с Державиным - «...и не оспОривай глупца». То есть, если ты будешь презирать кого-то в ответ на то, что тебя презирают, ты не поэт. Ты маклер, биржевой агент - кто угодно. Не надо спорить. Просто не обращай на них внимания!

Но, написав пародию на Державина, Пушкин вставил в неё действительно важную вещь. «И славен буду я, - говорит Пушкин, - доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Почему он использовал именно это старославянское слово  «пиит», а не более привычное «поэт»? Тем более что и рифм к «поэту» больше. Нет, он пишет «пиит» - охранитель. Тот, кто возьмёт его творения, будет помнить их сам и передаст другим.

 

Власть... охламонов

 

Понимаете, главная проблема и главная беда нашей современной жизни в том, что в основе всякого строительства лежит фальшивый фундамент. Почему мы сегодня не можем выкрутиться из той сложнейшей ситуации, в которой оказалась страна? Потому что если в основу заложить ложную мысль, то и вся конструкция получится нагромождением лжи. Я часто задаю вопрос своим студентам: что такое демократия? О! Всё понятно! Демос - народ, кратос - власть. Демократия означает «народовластие»! Глупость! Кто вам это сказал?! Демос никогда не был народом. Право быть причисленным к  демосу получал лишь тот, кто изучил семь свободных искусств (риторика, музыка, математика, астрономия, логика, философия и пр.). Остальное же население называлось - напомню - охлос (отсюда в русском языке сохранилось слово «охламон»). Так вот, если в государстве зашкаливает власть охлоса, оно уже не может называться демократическим.

Не имеет права! Потому что при всеобщем равном избирательном праве охлос голосует только за того, кто пилит сук, на котором сидит. Ведь дрова ему нужны именно сегодня, поэтому проще пустить на них то, что под рукой. И только когда, спилив этот сук, чтобы затолкать его в печку и согреть семью, охлос падает, перебив при этом хребет собственному ребёнку, только тогда он понимает, что нельзя одновременно пытаться заглянуть в будущее и удовлетворить настоящее. А демос - это тот, кто сегодня живёт мыслями о будущем. Как правило, их мало. Но именно они должны голосовать, потому что думают так, как положено. И проголосуют так, как будет полезнее не лично для них, а для государства.

Перед началом Нобелевского концерта я обычно говорю: дорогие папы и мамы! Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь сделали первый шаг к Нобелевской премии, учите их музыке. Потому что в музыке закодированы все научные открытия. Эйнштейн признавался, что, если бы не было фуг Баха, он так и не создал бы теорию относительности. Не понял, что мир многослоен. Как-то Эйнштейна спросили: «И как же теперь, после вашей теории, мы будем воспринимать Вселенную?» Учёный остроумно ответил: «Как слоёный пирог, где в каждом слое - своё время и своя консистенция». И тут любой музыкант может только рассмеяться: «Поздравляю, господа учёные! Вам удалось открыть то, что за 300 лет до вас сделал Бах, сочинив свои фуги. Потому что фуга и есть слоёный пирог, где в каждом слое - своя тональность и своё время вступления. А теперь наконец-то формулу фуги перенесли на космос!»

Ещё пример -  в ХХ веке в Америке существовали целые институты, которые занимались исследованием мышления гениев. В конечном итоге они пришли к убеждению: гениальное мышление - это мышление парадоксальное. А потом кто-то посоветовал им заглянуть в Пушкина. Догадываетесь, что они там прочли? Да-да, именно это. «И опыт, сын ошибок трудных, и ГЕНИЙ, ПАРАДОКСОВ друг». О чём это говорит? О том, что все наши современные открытия - они давно уже есть в искусстве. Что бы мы ни придумали - Сколково и прочее - зашифровано в лирике Пушкина, Пастернака. Все инновации ХХI века уже давно описаны - просто это надо уметь расшифровать.

Поэтому нам, нашему обществу, пережившему ужас ГУЛАГа, нужно сегодня бросить все силы на развитие культуры. Почему? Объясню. Что такое культура? Это возделывание души. И оно – самое главное. Потому что сколько бы мы не говорили о культуре силы, мышц, нам любое животное  даст 100 очков вперёд. Если мы говорим о культуре социума, то нам до муравейника как до дальней галактики. Мы же пьяного муравья ни разу в жизни не видели! А если ты у какого-нибудь мурашечки чуть лапку прижмёшь, тут же остальные кидают свою работу и спешат ему на помощь – чего не делают люди. Я знаю нескольких людей – достойнейших! – которые умерли от сердечного приступа, лёжа на улице в центре города. К ним никто не подошёл, думали – пьяный валяется!

 

И в правильном переводе фраза Христа «Не хлебом единым» звучит так: сельскохозяйственная культура – это вспомогательное средство для того, чтобы возделывать душу. Если же мы начинаем с хлеба и кончаем хлебом, мы попадаем в заколдованный круг.

 

Досье

Михаил Казиник родился в 1951 г. в Ленинграде. Окончил Белорусскую консерваторию. Музыкант, музыковед, просветитель, ведущий эксперт Нобелевского концерта, ведёт авторские программы на радио и ТВ, выступает с лекциями, пропагандируя классическую музыку. С 1991 г. живёт в Швеции.

 

 

http://www.aif.ru/society/22270

 

 

 Михаил Казиник. Исцеление музыкой
 
 
 
 

Дополнительно: http://www.kazinik.ru/documents/adlib.html