Домой Кино Музыка Журналы Открытки Мода Фото Юмор Русский язык Книги Аудиокнига
Новогодняя страничка
Новогодняя страничка Новогодний экран Золотая коллекция Рождественских и Новогодних фильмов
Приближаются новогодние праздники, Рождество. и, как и в детские годы, всем хочется подарков, лёгкого настроения, добрых пожеланий. Сможет ли Дед мороз обеспечить всё это россиянам? Хватит ли у него средств? Дело даже не в больших средствах. Русский человек, особенно человек, прошедший суровую школу ХХ века, привык довольствоваться малым. Да и сами понятия «новогодняя ёлка», «подарки» за последние годы сильно изменились. Многие россияне помнят, что и игрушки, и ёлки были в дефиците. За ними, под страхом попасть на глаза милиционерам или дружинникам, приходилось выезжать с топориком за город и потом ехать назад в электричке, опасаясь наткнуться на милицейский наряд. Новогодние подарки были очень скромны. О каких подарках могла быть речь, если покупка трёхкилограммового пакета пшеничной муки, чтобы испечь к Новому году пироги, считалась удачей. А за ситчиком для нового платья стояли длинные очереди.
Старые игрушки
А вы помните старые родительские и бабушкины игрушки? Во многих семьях ёлочные украшения хранились с дореволюционных времён. До революции ёлка считалась украшением именно рождественских праздников. И на ёлки вешали ангелочков, Деву Марию с младенцем, на вершину водружали вифлеемскую звезду. Но большевики, придя к власти в 1917 г., рождественские праздники и ёлки запретили. Многие горожане попрятали старые игрушки по чердакам. Ангелы, Дева Мария, вифлеемские звёзды вышли из моды. Какие ангелы, если в стране громили церкви, жгли иконы, расстреливали священников. Большевики мечтали «до основанья» перепахать русскую жизнь - политическую, культурную, религиозную, частную. В мае 1932 г. в стране началась новая кампания по искоренению религии. Согласно решениям ЦК ВКП(б) окончательное искоренение православия в СССР должно было завершиться к майским праздникам 1937 г. В дни православных праздников у дверей немногих действующих церквей дежурили пикеты комсомольских активистов. Отдельного постановления ЦК ВКП(б) по рождественским ёлкам не было, но в дни, предшествующие Новому году и Рождеству, на железнодорожных станциях дежурили патрули, отбиравшие самовольно срубленные елки.
Жить стало веселей?
Запрет на ёлки сняли в 1936 г. Но теперь ёлка была объявлена не рождественской, а новогодней. В магазинах снова появились ёлочные украшения, но без рождественского подтекста. Снятие запретов на ёлку было в значительной мере связано с принятием новой Конституции СССР. Страна уверенно шла по пути индустриализации. На Западе, опираясь на индустриальные успехи СССР, крепли коммунистические и рабочие партии. Возникла иллюзия, что «победное шествие коммунизма» не остановить. Новая советская Конституция («сталинская», как говорили тогда) принималась в обстановке политической эйфории и больших надежд. И среди новшеств было то, что в ней вопреки предыдущим идеологическим установкам («религия - опиум для народа», церковь - враг государства, попы - отмирающий элемент), провозглашалась свобода отправлений религиозных культов, а сами служители культов провозглашались равноправными гражданами.
Сигнал к всплеску энтузиазма подал сам тов. Сталин. Выступая 17 ноября 1935 г. на Первом совещании стахановцев, он произнёс знаменитые слова, задавшие тональность советской пропаганды на несколько лет вперёд: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее». И если ранее из всех радиоточек страны, как мобилизационный призыв, ежедневно гремела знаменитая «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно гнетут…»), то буквально через несколько дней после выступления Сталина по радиоволнам страны понеслась новая песня:
Звонки, как птицы,
Слова Сталина на съезде стахановцев о том, что «жить стало веселей», многие россияне восприняли как намёк на ослабление «классовой борьбы» и восстановление гражданского мира. Это было достаточно актуально: за почти 20 лет советской власти народ устал от битв на всех мыслимых и немыслимых фронтах - идейном, культурном, научном, религиозном, международном. Изоляция СССР от внешнего мира к тому времени была почти тотальной. Даже в ближайшем окружении Сталина никто не мог мечтать об отдыхе за границей. При трудоустройстве на работу в анкете нужно было отвечать на вопрос «есть ли родственники за границей?». Все письма, приходящие из-за рубежа, просматривались. Возвращение ёлки в народный обиход было воспринято чуть ли не как начало новой жизни. Конечно, это была большая иллюзия. Потому что уже в следующем, 1937 г. страну захлестнула новая волна страха и репрессий. В окнах москвичей светились ёлочные огоньки, а численность узников сталинских лагерей за год возросла более чем на полмиллиона человек.
Тем не менее ёлка вернулась в городской быт и стала одной из немногих радостей «простого советского человека». Но на официальном уровне ёлка была возвращена в советский обиход лишь после смерти Сталина. Первая Кремлёвская ёлка прошла в январе 1954 г. Её первыми участниками были дети погибших на войне солдат и дети сталинской номенклатуры. Сценарий для первой Кремлёвской ёлки написал... (ну-ка угадайте!) Сергей Михалков. Правда, ни Деда Мороза, ни Снегурочки на этой ёлке ещё не было. Под наряженным деревом для увеселения ребят бой вели (как же в СССР без боя?) красноармейцы с белогвардейцами. Красные, конечно, побеждали. Были и подарки, казавшиеся по тем временам очень щедрыми: в праздничном пакете были 1 апельсин, 2 яблока, 2 мандарина, пачка вафель и конфеты «Мишка косолапый». По воспоминаниям современников, многие родители, встречая вернувшихся с ёлки счастливых ребят, и сами плакали от радости. Им казалось (особенно в семьях интеллигенции), что и ёлка, и подарки, и приглашение в Кремль - это залог того, что «тяжёлые годы уходят» и страна возвращается в лоно привычного быта и привычной христианской культуры. О возвращении в Европу говорить было по-прежнему опасно.
Главная ёлка страны. Кто вернул Новый год детям в СССР
В Советском Союзе новогодние елки для детей сначала не замечали, потом запрещали, а потом сделали оружием идеологической пропаганды. Сначала ёлка, как атрибут религиозного пережитка – Рождества, была внесена в список классово чуждых элементов. При этом до поры до времени жёстких гонений на новогодние празднования не было. В советских книжках для детей даже рассказывалось о том, как лично Владимир Ильич Ленин посещал новогодние утренники.
Отец советского Нового года
Однако в 1928 году, на пике антирелигиозной кампании, с ёлками и новогодними торжествами было покончено. Казалось, что навсегда. Но в 1935-м всё чудесным образом переменилось. Кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП (б) Павел Постышев выступил в газете «Правда» со статьёй, в которой фактически реабилитировал Новый год и призвал устраивать для детей весёлые новогодние праздники. Чем был славен наш народ во все эпохи, так это стремительной реакцией на вышестоящие указания. Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарём обкома партии, прошёл первый в СССР новогодний бал-карнавал. В нём приняли участие около 1200 школьников. Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить». С этого момента и детские, и взрослые новогодние торжества получили постоянную прописку в Стране Советов. 1 января 1937 года в Московском Доме Союзов прошёл бал-карнавал отличников учёбы, открывший традицию главной ёлки страны. Интересно, что даже на высшем уровне термин «главная ёлка страны» был весьма условным. Когда Лазарь Каганович спросил лидера СССР Иосифа Сталина, где ставить главную ёлку страны, вождь народов изрёк: – У нас все ёлки главные! Тем не менее «кремлёвская ёлка» неофициально имела самый высокий статус. При этом нужно отметить, что изначально, как уже говорилось выше, она проходила в Доме Союзов, расположенном у нынешнего здания Государственной Думы. Праздник политического значения
Первые советские новогодние ёлки имели довольно политизированный характер. Представления так или
иначе затрагивали тему классовой борьбы, а дети приходили на них в костюмах красноармейцев или ударников труда. Воспевались также достижения героев-лётчиков, покорителей Арктики – словом, мальчишкам и девчонкам популярно объяснялось, отчего именно так «хорошо в стране советской жить». Время сказалось не только на сценариях новогодних представлений, но и на судьбе «отца» советского Нового года Павла Постышева. В 1938-м внутрипартийная борьба привела к тому, что он был снят со всех постов и арестован, а в феврале 1939 года расстрелян в Бутырской тюрьме. Новогодние празднования тем не менее продолжались. Даже в военное время, несмотря на все трудности, детские новогодние утренники проводились. А в 1945 году праздничный размах новогодней ёлки в Доме Союзов символизировал приближение Победы. На главной лестнице юных гостей встречали ряженые, игравшие на музыкальных инструментах. Особенно нравился ребятам заячий оркестр. «Зайцы» вместо труб играли на морковках. В фойе работали аттракционы: качели, «чёртово колесо», карусель. Перед «волшебной комнатой» играл кукольный джаз под руководством дирижёра Гуталина Гуталиновича.
23 декабря 1947 года Президиум Верховного Совета СССР объявил 1 января «праздником и нерабочим днём». Таким образом, Новый год в СССР получил не только признание, но и официальный статус. Главная ёлка страны проводилась в Доме Союзов до 1954 года, когда впервые новогодний детский утренник был допущен непосредственно в Кремль, а точнее, в Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца. Сценарий для праздничного представления писали знаменитые Лев Кассиль и Сергей Михалков. При этом идеологическая составляющая никуда не делась – так, до самой смерти Сталина Дед Мороз и Снегурочка не забывали в стихотворной форме славить «вождя народов». Да и после смены Советского руководства тема достижений и «отдельных недостатков» решительно не желала оставлять новогодние ёлки. В 1961 году, с открытием Кремлёвского Дворца Съездов, главная ёлка страны перекочевала туда. Но и здесь поначалу всё оставалось по-прежнему. Так, после объявления Никитой Хрущёвым плана построения коммунизма в СССР к 1980 году артист сообщал детям:
– Я – первый год из двадцати, Вам в коммунизм со мной идти!
Идеологию победили создатели Волка и Чебурашки
Коренной перелом ситуации произошёл в 1964 году, когда к разработке сценария кремлёвской ёлки были привлечены молодые авторы Александр Курляндский и Эдуард Успенский – будущие «отцы» соответственно «Ну, погоди» и «Крокодила Гены». Вместо традиционных для того времени крейсера «Авроры», Кукурузы и тому подобных актуальных сюжетов они предложили путешествие пионера в Страну Сказок. С чем сравнить шок советских чиновников от такого сценария? Ну, представьте себе реакцию нынешних чиновников, узнай они, что главным героем детского утренника станет Михаил Ходорковский? Тем не менее Курляндскому и Успенскому удалось провести сценарий в жизнь, и с этого момента главная ёлка страны, как и все прочие, стала эволюционировать в сторону волшебного детского праздника, не смешиваемого ни с какой идеологией. Кремлёвская ёлка являлась самой, что называется, «статусной» – в дни зимних новогодних каникул представление показывали по телевизору.
Страшилочка про ёлочку
Билетами на ёлку в Кремль награждали самых лучших учеников Москвы и других городов страны. Считалось, что на кремлёвской ёлке не только лучшие представления, но и самые лучшие подарки. Особенностью ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов была её массовость. Зал, вмещающий несколько тысяч человек, забивался детьми до отказа. С этим связан и ещё один нюанс главной ёлки страны. Дабы избежать потери детей родителями, которых на само представление не пускали, после окончания ёлки мальчиков и девочек строем выводили на Соборную площадь Кремля, где они ходили по большому кругу, в то время как стоящие вокруг родители выхватывали своих чад. Естественно, в детской среде возникли на сей счёт страшилки, начинавшиеся словами: «Одного мальчика родители не забрали с Кремлёвской ёлки, и…». А далее шёл ужастик, в зависимости от силы воображения рассказчика. После распада СССР статус «главной ёлки страны» существенно упал. Многочисленные яркие новогодние шоу потеснили её в глазах детей и родителей. Тем не менее совсем отказываться от традиций не хотят и власти современной России. В этом году отмечается 50-летие первой новогодней ёлки в Кремлёвском Дворце Съездов, ныне Государственном Кремлёвском Дворце. К юбилею было поставлено новогоднее шоу по мотивам сказок Пушкина – «Красота несказанная», в котором задействованы свыше 300 артистов театров, вузов, творческих коллективов. И это правильно – ведь хорошие традиции делают этот мир лучше. А главная ёлка страны за десятилетия согрела светом своих новогодних огней сердца сотен тысяч мальчишек и девчонок.
http://www.aif.ru/ny/tellings/made_jn_ussr_kak_vstrechali_novyy_god_v_gody_zastoya
Советская Москва новогодняя
Новогодние билеты на елку
|