Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Мода    Фото    Юмор   Русский язык    Книги   Аудиокнига  

 

Новогодняя страничка

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13

 

Новогодняя страничка    Новогодний экран    Золотая коллекция Рождественских и Новогодних фильмов

 

 

Тайна происхождения Снегурочки. История Снегурочки. Кто такая и откуда взялась?

 

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

 

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

Происхождение Снегурочки до недавнего времени было покрыто глубокой тайной. Всем известно, что она внучка Деда Мороза, но кто ее отец и мать до недавнего времени было известно весьма путанно и туманно. По этой причине редакция SuperCook.ru провела свои собственные фундаментальные научно-исторические исследования, наконец-то прояснившие эту великую древнюю тайну.

 

Наш всесильный русский языческий Бог Дед Мороз могуч и велик во всем, в том числе и в способности по-русски превелико выпивать – с божественным здоровьем у него все в порядке, никакие хвори и опьянения его не берут…

Однажды у великого русского Бога-Отца Деда Мороза и божественной Снежной Вьюги-Метелицы родился Бог-Сын Снеговик. По причине зачатия в состояниии крепкого новогоднего подпития родителей, он родился несколько слабоватым умом, но очень добрым и отзывчивым. Привычку выпивать он от Отца не перенял, потому совсем не пьет, а всякой еде предпочитает мороженое.

В один прекрасный момент у зимнего Бога-Сына Снеговика и русской богини Весны-Красны родилась дочка Снегурочка. Так как у непьющего Снеговика с божественной генетикой все в порядке, его дочка уродилась на славу!

 

Всем Снегурочка вышла – и перенятой от Весны-Красны невиданной божественной красотой, и умом, и сообразительностью, и перенятыми от Снеговика добротой и несклонностью к принятию алкоголя.

Божественные мамашки Бога-Сына Снеговика (сына Деда Мороза и Снежной Вьюги-Метелицы), и Богини-Внучки Снегурочки (дочки Снеговика и Весны-Красны) быстренько от этой развеселой разгульной новогодней компании разбежались и появляются там нечасто. Мудрая Весна-Красна предпочитает общаться с Дедом Морозом, Снеговиком и Снегурочкой лишь кратенько, перед самым наступлением весеннего тепла, когда наши веселые новогодние Бог-Отец Дед Мороз, Бог-Сын Снеговик и Богиня-Внучка Снегурочка уже собираются к отъезду на все лето в свою вотчину на Диком Дальнем Севере. А вот более смелая и решительная божественная Снежная Вьюга-Метелица эпизодически навещает своих новогодних родственников в течение всей зимы, да и летом тоже иногда заглядывает их проведать в северной Стране Вечных Снегов.

 

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

 

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

 

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

 

История Снегурочки.

 

Снегурочка — русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией "исследователя", и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была "найдена" костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы "древний" обряд, связанный с образом Костромы, был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из "древнего" славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Людмила Целиковская и Михаил Жаров - самая красивая пара советского кино
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141115/27183/
Людмила Целиковская и Михаил Жаров - самая красивая пара советского кино
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141115/27183/
Мара

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома — не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть — черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Авсень, Усень, Осень, Радогощь.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались "волхвы").

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый "карнавал"), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

 

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

 

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

 

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке — явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение — оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами "снеговик" и "снег", — сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

 

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

 

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда

 «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку — боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

Людмила Целиковская и Михаил Жаров - самая красивая пара советского кино
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141115/27183/
Людмила Целиковская и Михаил Жаров - самая красивая пара советского кино
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/141115/27183/
Дед Мороз и Снегурочка

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

 

Резиденция нашего Деда Мороза, как это известно всем, находится в Вологодской области, в Великом Устюге. Снегурочка с ним не живет. А где же?

 

На звание «родового гнезда» дочери Мороза и Весны претендуют два места. В имении Щелыково Костромской области Островский придумал свою пьесу по мотивам старой сказки – вот, вроде бы, и родина Снегурочки.

Кострома. Терем Снегурочки зимой.

Но зато в подмосковном селе Абрамцево у Виктора Васнецова родился образ ледяной красавицы. Здесь же художник создал декорации к первой театральной постановке по пьесе Островского и, опять же в Абрамцеве, на сцене домашнего тетра Саввы Мамонтова впервые прозвучала опера Римского-Корсакова.

Снегурочка загадочно молчит и не открывает адрес своего проживания. Наверное, опасается назойливых репортеров.

 

Впрочем, два из секретных адресов Снегурочки уже известны: Россия, 156000, г. Кострома, ул. Ленина 3, Снегурочке и Россия, 156000, г. Кострома, ул. Лагерная, д. 38. Терем Снегурочки На эти адреса Снегурочке можно отправлять письма в надежде получить ответ от Снегурочки или от ее добрых помощников.

 

А вот у Деда Мороза официальных резиденций сразу несколько.

 

В 2006 году в московском парке Кузьминки открылась еще одна резиденция Деда Мороза. Здесь же построили двухэтажный домик и для его внучки. Деревянный терем выполнен в «луковичном» стиле по проекту костромских мастеров. Говорят, Снегурочке в нем тоже очень нравится.

Если ты захочешь послать письмо или открытку Деду Морозу обычной почтой, пиши на очень простой адрес: Куда: Север Кому: Деду Морозу (индекса не надо — этот адрес на почте все знают, и письмо обязательно дойдет, можешь быть уверен)

Или ты можешь написать на письме полный почтовый адрес Дедушки Мороза: Россия, 162390, Вологодская область, г. Великий Устюг, Деду Морозу

 

 источник - http://log-in.ru/articles/taiyna-proiskhozhdeniya-snegurochki-istoriya-snegurochki-kto-takaya-i-otkuda-vzyalas/

 

 

 

 


 

Как ёлка победила коммунизм

 

 

Приближаются новогодние праздники, Рождество. и, как и в детские годы, всем хочется подарков, лёгкого настроения, добрых пожеланий. Сможет ли Дед мороз обеспечить всё это россиянам? Хватит ли у него средств?

Дело даже не в больших средствах. Русский человек, особенно человек, прошедший суровую школу ХХ века, привык довольствоваться малым. Да и сами понятия «новогодняя ёлка», «подарки» за последние годы сильно изменились. Многие россияне помнят, что и игрушки, и ёлки были в дефиците. За ними, под страхом попасть на глаза милиционерам или дружинникам, приходилось выезжать с топориком за город и потом ехать назад в электричке, опасаясь наткнуться на милицейский наряд. Новогодние подарки были очень скромны. О каких подарках могла быть речь, если покупка трёхкило­граммового пакета пшеничной муки, чтобы испечь к Новому году пироги, считалась удачей. А за ситчиком для нового платья стояли длинные очереди.

 

Старые игрушки

 

А вы помните старые родительские и бабушкины игрушки? Во многих семьях ёлочные украшения хранились с дореволюционных времён. До революции ёлка считалась украшением именно рождественских праздников. И на ёлки вешали ангелочков, Деву Марию с младенцем, на вершину водружали вифлеемскую звезду. Но большевики, придя к власти в 1917 г., рождественские праздники и ёлки запретили. Многие горожане попрятали старые игрушки по чердакам. Ангелы, Дева Мария, вифлеемские звёзды вышли из моды. Какие ангелы, если в стране громили церкви, жгли иконы, расстреливали священников. Большевики мечтали «до основанья» перепахать русскую жизнь - политическую, культурную, религиозную, частную. В мае 1932 г. в стране началась новая кампания по искоренению религии. Согласно решениям ЦК ВКП(б) окончательное искоренение православия в СССР должно было завершиться к майским праздникам 1937 г. В дни православных праздников у дверей немногих действующих церквей дежурили пикеты комсомольских активистов. Отдельного постановления ЦК ВКП(б) по рождественским ёлкам не было, но в дни, предшест­вующие Новому году и Рождеству, на железнодорожных станциях дежурили патрули, отбиравшие самовольно срубленные елки.

 

Жить стало веселей?

 

Запрет на ёлки сняли в 1936 г. Но теперь ёлка была объявлена не рождественской, а новогодней. В магазинах снова появились ёлочные украшения, но без рождественского подтекста. Снятие запретов на ёлку было в значительной мере связано с принятием новой Конституции СССР. Страна уверенно шла по пути индустриализации. На Западе, опираясь на индустриальные успехи СССР, крепли коммунистические и рабочие партии. Возникла иллюзия, что «победное шествие коммунизма» не остановить. Новая советская Конституция («сталинская», как говорили тогда) принималась в обстановке политической эйфории и больших надежд. И среди новшеств было то, что в ней вопреки предыдущим идеологическим установкам («религия - опиум для народа», церковь - враг государства, попы - отмирающий элемент), провозглашалась свобода отправлений религиозных культов, а сами служители культов провозглашались равноправными гражданами.

Сигнал к всплеску энтузиазма подал сам тов. Сталин. Выступая 17 ноября 1935 г. на Первом совещании стахановцев, он произнёс знаменитые слова, задавшие тональность советской пропаганды на несколько лет вперёд: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее». И если ранее из всех радиоточек страны, как мобилизационный призыв, ежедневно гремела знаменитая «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно гнетут…»), то буквально через несколько дней после выступления Сталина по радиоволнам страны понеслась новая песня:

 

Звонки, как птицы, 
одна за другой
Песни летят 
над советской страной.
Весел напев городов и полей -
Жить стало лучше, 
жить стало веселей!
ёлочка, зажгись!

 

Слова Сталина на съезде стахановцев о том, что «жить стало веселей», многие россияне восприняли как намёк на ослабление «классовой борьбы» и восстановление гражданского мира. Это было достаточно актуально: за почти 20 лет советской власти народ устал от битв на всех мыслимых и немыслимых фронтах - идейном, культурном, научном, религиозном, международном. Изоляция СССР от внешнего мира к тому времени была почти тотальной. Даже в ближайшем окружении Сталина никто не мог мечтать об отдыхе за границей. При трудоустройстве на работу в анкете нужно было отвечать на вопрос «есть ли родственники за границей?». Все письма, приходящие из-за рубежа, просматривались.

Возвращение ёлки в народный обиход было воспринято чуть ли не как начало новой жизни. Конечно, это была большая иллюзия. Потому что уже в следующем, 1937 г. страну захлестнула новая волна страха и репрессий. В окнах москвичей светились ёлочные огоньки, а численность узников сталинских лагерей за год возросла более чем на полмиллиона человек.

 

Тем не менее ёлка вернулась в городской быт и стала одной из немногих радостей «простого советского человека». Но на официальном уровне ёлка была возвращена в советский обиход лишь после смерти Сталина. Первая Кремлёвская ёлка прошла в январе 1954 г. Её первыми участниками были дети погибших на войне солдат и дети сталинской номенклатуры. Сценарий для первой Кремлёвской ёлки написал... (ну-ка угадайте!) Сергей Михалков. Правда, ни Деда Мороза, ни Снегурочки на этой ёлке ещё не было. Под наряженным деревом для увеселения ребят бой вели (как же в СССР без боя?) красноармейцы с белогвардейцами. Красные, конечно, побеждали. Были и подарки, казавшиеся по тем временам очень щедрыми: в праздничном пакете были 1 апельсин, 2 яблока, 2 мандарина, пачка вафель и конфеты «Мишка косолапый». По воспоминаниям современников, многие родители, встречая вернувшихся с ёлки счастливых ребят, и сами плакали от радости. Им казалось (особенно в семьях интеллигенции), что и ёлка, и подарки, и приглашение в Кремль - это залог того, что «тяжёлые годы уходят» и страна возвращается в лоно привычного быта и привычной христианской культуры. О возвращении в Европу говорить было по-преж­нему опасно. 

 

 

Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 52 23/12/2015  http://www.aif.ru/society/opinion/vozvrashchenie_yolki

 

 

Сделано в СССР Праздники детства

 

 

 

 


 

Made in USSR. Как встречали Новый год в годы застоя

 

Новогодний праздник в Советском Союзе глазами малолетнего очевидца.

 

 

Новый год позднесоветской эпохи, конечно, не отличался спартанской суровостью сталинских времен, но и до современного разгула ему было далеко.

 

Волшебное слово «заказ»

 

Новый год в московской семье в СССР.

Украшение улиц гирляндами начиналось в последнюю предпраздничную декаду, едва ли не вместе с открытием елочных базаров, вызывавших у детворы бурю восторга. И хотя у каждого дома был солидный запас елочных игрушек, тем не менее, все мечтали принести с базара хоть какую-то новинку.

 

Самая необъяснимая загадка детства – это то, каким образом в условиях дефицита холодильники граждан в предпраздничные дни ломились от различной снеди. То, что не влезало в чрево советского холодильника, аккуратно вывешивалось в авоське за окно, благо морозы знали свое дело.

Было еще волшебное взрослое слово «заказ». Оно обозначало набор продуктов, который продавали сотрудникам по месту работы к празднику. Там, наряду с теми вещами, которые в магазинах всегда лежали и спросом не пользовались, появлялись настоящие деликатесы – черная или красная икра, финский сервелат, крабы. Уровень «заказа» определялся богатством той или иной организации. Порой «заказ» некоторыми использовался как новогодний подарок, если праздновать предполагалось большой и шумной компанией.

 

Магия 31-го

 

Задачей каждого ребенка перед Новым годом было уговорить родителей поставить елку как можно раньше. Если елка у тебя в доме появлялась раньше, чем у приятеля в доме напротив, можно было несколько дней ходить с чувством собственного превосходства, ловя на себя завистливые взгляды сверстников.

Никаких длинных новогодних каникул не было – выходным днем считалось лишь 1 января. Этого я, кстати, никогда не мог понять – почему праздник 1 января, а не 31 декабря. Ведь именно в последний день года происходили главные новогодние хлопоты и суета, и праздничная ночь приходила 31 декабря. В конце концов, именно на листке с 31 декабря в отрывном настенном календаре были нарисованы часы с без пяти двенадцать на циферблате.

 

День 31 декабря официально считался рабочим. Взять отгул и отпроситься как можно раньше – среди советских женщин подобная доблесть 31 декабря считалась признаком высшего мастерства. Ведь необходимо было прибраться, приготовить, побывать в парикмахерской, выгладить лучше платье, в котором всю ночь предстояло метаться от кухни до гостиной, чтобы ворваться за праздничный стол с кастрюлей дымящейся картошки вместе с боем курантов.

Главная родительская забота 31 декабря – куда деть детей, чтобы они не мешали подготовке. Нас отправляли гулять, но как раз в этот день гулять не хотелось. Ведь все вокруг говорило о приближении чего-то сказочного, таинственного, волшебного.

 

Новогодний телевизор

 

В итоге ребенок привычно отправлялся к телевизору, где его ждали мультики про Новый год. Однако мультики шли максимум 15-20 минут, ибо две программы ТВ, существовавшие в СССР, не могли весь праздничный день работать только для детей.

Ну не беда, ведь 31 декабря интересно было все – будь это новогодний выпуск «В мире животных» или «Международной панорамы».

Обычно в новогодний вечер на экране появлялась передача «Вокруг смеха», которую вел пародист Александр Иванов. Это дяденька с ехидной улыбочкой был предтечей Урганта и Цекало в одном флаконе. А вот «КВН» не было – до его возрождения оставалось еще несколько лет, а Александр Масляков развлекал советских телезрителей в передаче «А ну-ка, девушки!»

В новогодней программе «Время» ведущие не забывали напомнить, что на Дальнем Востоке Новый год уже наступил, и жители встретили его новыми трудовыми успехами – наловили рыбы сверх плана, наколотили свай сверх плана и наставили памятников Ленину сверх плана. Иногда показывали сюжеты из-за рубежа, где несчастные дети встречали Новый год без подарков, в старых обшарпанных квартирах, без надежды на будущее, и каждый советский ребенок осознавал, насколько ему повезло родиться в СССР.

После программы «Время» показывали ее – «Иронию Судьбы». Я не помню, когда я увидел этот фильм впервые. Иногда мне кажется, что уже в роддоме я знал, что у Жени Лукашина есть традиция каждый год, 31 декабря, ходить с друзьями в баню. Возможно, мне рассказала об этом акушерка.

 

Держаться до последнего!

 

К 23:00 к столу в гостиной начинали стягиваться гости и подноситься блюда. На столе появлялись шампанское и мандарины.

Да, я же не сказал о мандаринах! Нынешняя их всесезонная доступность – настоящее кощунство. В Советском Союзе мандарины царственно вступали в город за неделю до Нового года, пленяя всех свои ароматом и заставляя себе поклоняться. Слоган «Праздник к нам приходит» по праву должен принадлежать не газировке, а мандаринам.

В одиннадцать вечера взрослые и примкнувшие к ним дети впервые садились за стол. Это называлось «проводить Старый год». Главное искусство взрослых заключалось в том, чтобы до двенадцати ночи не оказаться лицом в салате. Главное искусство детей – не уснуть до Нового года.

И вот, наконец, наступала эта волшебная минута. После поздравительных слов диктора с циферблата курантов на экране появлялись цифры, обозначавшие Новый год: 1980, 1981, 1982…

 

После этого начинался «Голубой огонек». У «огоньков» тоже был свой особый порядок – в первые минуты показывали бальные танцы и оперное пение. Под классику советские граждане выпивали и закусывали, после чего они получали Раймонда Паулса, Аллу Пугачеву, Софию Ротару, Льва Лещенко и всех остальных, кто по статусу дотягивал до главного концерта страны. За юмор отвечали Аркадий Райкин, Геннадий Хазанов и Евгений Петросян, которым ассистировали Вероника Маврикиевна с Авдотьей Никитичной (мужчины, изображавшие бабушек) и Ширвиндт с Державиным (мужчины, изображавшие самих себя).

Веселье набирало обороты, а вот ребенок начинал отчаянно бороться со сном, поскольку хотелось продержаться как можно дольше. Ведь телевизор в эту ночь работал почти до утра – невиданное дело в Советском Союзе. Взрослые же любили «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» – примерно в 4 утра в новогоднюю ночь советское ТВ начинало показывать тех зарубежных исполнителей, которых обычно не показывало.

 

Народное гулянье

 

Но сон брал свое, и утром ты обнаруживал себя в кровати, досадуя, что и на этот раз не поймал с поличным Деда Мороза, протащившего-таки украдкой подарок под елку.

Пока взрослые отсыпались, у детей 1 января было два выбора – либо смотреть по телевизору сказки и мультики, которых было много (работать для взрослых утром 1 января сотрудники советского ТВ не видели смысла), либо отправляться на улицу, где восторженные дети обменивались впечатлениями о том, кто сколько продержался и кому что подарили.

К вечеру похмеленные и умиротворенные родители тоже устремлялись на улицу, и начиналось то, что на официальном языке именовалось «народными гуляниями». Впавшие в детство папы и мамы рвались кататься с горок, отбирая санки и ледянки у малышни, а дети смотрели на это, визжа от восторга.

Вечером 1 января под праздничный концерт фестиваля «Песня года» приходило время торта. Праздник постепенно стихал, поскольку 2-го числа взрослые отправлялись строить счастливое социалистическое будущее.

Но в душе оставалось что-то очень радостное и светлое, а еще надежда… Надежда на то, что 364 дня спустя снова наступит Новый год, и на этот раз все будет еще лучше, чем прежде.

 

 

"Песня года" 1982-1983 гг.

 

 

 

 

 


 

 Товарищ Дед Мороз. Особенности Нового года в армии

 

Новогоднее поздравление Леонида Ильича Брежнева, 1979 г. Новогоднее обращение. Как поздравляли народ советские и российские лидеры

 

От ангела до пионера. Как менялись ёлочные игрушки на протяжении веков

 

 

 

http://www.aif.ru/ny/tellings/made_jn_ussr_kak_vstrechali_novyy_god_v_gody_zastoya