Домой   Старое кино   История моды   Журналы   Открытки   Музыка    Опера   Оперетта   Балет    Цирк   Из моих архивов

 

 

 Гостевая книга    Помощь сайту    

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32

 


 

Иван СЕМЁНОВ. Необыкновенные приключения Пети Рыжика и его верных друзей Мика и Мука












"Весёлые картинки", апрель 1959 г.








"Весёлые картинки", июнь 1959 г.








"Весёлые картинки", март 1961 г.








"Весёлые картинки", апрель 1961 г.






"Весёлые картинки", май 1961 г.








"Весёлые картинки", сентябрь 1961 г.








"Весёлые картинки", ноябрь 1961 г.








"Весёлые картинки", декабрь 1961 г.

источник- http://community.livejournal.com/old_crocodile/35255.html#cutid1

 

 


 

"НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК"

 

 

Один из широко известных художников-сатириков нашей страны, народный художник РСФСР Иван Максимович Семенов с 1926 года работает в советской печати, создавая остроумные рисунки и карикатуры. Семенов - замечательный мастер рисунков веселых, жизнерадостных, полных оптимизма. В ряду советских мастеров сатиры Семенову, художнику яркого и сильного дарования, принадлежит видное место.

Иван Максимович Семенов родился в 1906 году в Ростове-на-Дону. Его отец, по происхождению донской казак, поселился в Ростове, женился там.

Тяга к рисованию появилась у мальчика еще в 6-7 летнем возрасте. Ему тогда пришлось месяца три лежать в постели — опрокинулся кипящий самовар и жестоко обварил его. Лежать было скучно, от нечего делать он брал лист бумаги, складывал его и вырезал что-то ножницами; разворачивал — получался интересный узор; он его наклеивал на оконное стекло. Увидела мать — попросила сделать рисунки для вышивки. С этого началось. Он то рисовал для матери узоры, то мелом на стене пейзажи, бытовые сценки.

Жилось Семеновым трудно, в семье было пятеро ребят. Старшему сыну Ивану пришлось бросить учение, чтобы своим заработком помогать родителям. На городском базаре весовщики платили ему за то, что он ставил на большие весы тяжелые гири и снимал их. Потом он стал продавать папиросы.

Такая жизнь не радовала. Мальчик мечтал о путешествиях, о подвигах. Географический атлас был исчерчен вдоль и поперек маршрутами увлекательных поездок по всему свету. Летом голодного 1921 года вместе с приятелем — таким же мечтателем-подростком — решили пуститься в дорогу. Скопили, сколько могли, денег, раздобыли обрез, патроны, два штыка…Ничего не сказав дома, приятели сели на поезд. Путь до Баку оказался нелегким и занял целый месяц. Деньги скоро кончились, и с приключениями, беспризорничая, то пешком, то «зайцами», голодные и грязные, добрались они, наконец, до бакинского порта. Вечером, в темноте им удалось проникнуть на пароход, который должен был уйти в Персию. Ребята спрятались на полубаке, но утром, когда пароход все еще стоял у причала, путешественников обнаружили. Вернулись в Ростов уже в конце августа, через три месяца после побега.

В 1923 году Семенов стал снова посещать школу. В Коммерческом училище делал с товарищами юмористические рисунки, сочинял к ним подписи. На длинных бумажных лентах — обрезки бумаги, которыми оклеивали в банке пачки денег, — он рисовал бесконечные серии занимательных приключений, картинку за картинкой. Когда пришлось торговать папиросами — ярко раскрашивал свой ящик, чтобы привлечь покупателей.

Только когда Семенов снова стал школьником, удалось начать учиться рисованию по-настоящему. Его первый учитель С.К.Гамбарцумов организовал в школе для наиболее способных своих учеников, помимо обычных уроков, дополнительные занятия по живописи и рисунку. Группа занималась ежедневно по утрам до начала уроков в школе. Это было нелегко, но сильнее усталости была любовь к искусству. На общегородской выставке рисунков школьников работы Семенова были премированы. Когда в Ростове создали пионерскую организацию, Семенов написал для городского клуба пионеров клеевыми красками несколько панно; в знак благодарности его, вышедшего уже к этому времени из пионерского возраста, провозгласили «почетным пионером».

Гамбарцумов был не только хорошим педагогом, но и чутким человеком. Он видел, как трудно живется семье Семеновых, и предложил своему ученику работу, дававшую хоть и небольшой, но регулярный заработок: два раза в месяц оформлять стенную газету в группкоме домашних работниц. Эту работу Семенов продолжал выполнять и после окончания школы. Кроме рисования, у него было еще одно увлечение - театр. Семенов с головой ушел в работу самодеятельного театра; он был и режиссером, и актером, и декоратором, и клоуном. Ставили инсценированные рассказы Чехова, сочиняли клоунады. Сами изобретали шумовые эффекты, сами мастерили парики и бороды. Самодеятельный театр под названием «Эльдорадо» просуществовал два года. Его выступления пользовались успехом, он давал даже выездные представления в рабочих клубах.

В 1925 году Семенов окончил среднюю школу и поступил в медицинский институт. До начала занятий все лето он работал то помощником маляра на ремонте крыш, то землекопом на прокладке газопровода. В Медицинском институте он проучился одну только зиму. Потом бросил - тяжело было одновременно и зарабатывать и учиться, да и медицина особенно не привлекала - гораздо интереснее было рисовать.

Весной 1926 в Англии забастовали горняки. Семенову захотелось нарисовать карикатуру на международную тему. Карикатура называлась «Сотрудничество классов». В редакции «Молота» рисунок понравился, и на следующий день, 27 мая 1926 года он появился в газете. Вскоре после первой карикатуры была напечатана вторая, потом третья, и Семенов стал постоянным сотрудником «Молота». Работа карикатуриста стала его профессией. Она была его любимым занятием, и в ней он нашел свое настоящее призвание.

В Ростове Семенов работал до осени 1932 года. Много времени посвящал он спорту, играл в сборной футбольной команде Северо-кавказского края, успешно занимался и легкой атлетикой — в течение двух лет был чемпионом края по прыжкам в высоту. Интерес к спорту сохранился на всю жизнь, и до сих пор художник с особой охотой берется за рисунки на спортивные темы.

Весной 1931 года Семенов послал карикатуру на международную тему в Москву, в редакцию «Крокодила». Рисунок занимал всю последнюю полосу

журнала. Только через год с лишним после этого первого выступления в столичном журнале Семенов решился переехать в Москву, чтобы там попытать свои силы. Обратиться сразу в редакцию какого-нибудь журнала или газеты у него не хватило смелости. Он начал работать в Сельхозгизе — перерисовывал на штрих технические иллюстрации. Однако привыкшему к живой газетной работе молодому художнику это вскоре наскучило. Он пошел в «Комсомольскую правду».

Первый же рисунок, предложенный Семеновым, был напечатан 5 декабря 1932 года. На следующий день в газете появилась новая карикатура Семенова — он «с ходу» включился в горячий ритм редакционной работы.

Став постоянным сотрудником газеты и участником коллектива, Семенов оказался в кругу творчески активных, ищущих и пытливых товарищей по искусству.

В 1933 году Семенов был принят в московский Союз советских художников, участвовал на выставке «Художники РСФСР за 15 лет». С 1936 года, продолжая работать для «Комсомольской правды», он начал регулярно делать карикатуры и для «Крокодила». Его рисунки печатались также в «Пионерской правде», в журналах «30 дней», «Смена» и других.

Количество рисунков Семенова, напечатанных в газетах и журналах за годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, огромно. Мастерство Семенова крепло, тверже и увереннее становилась рука, воспитывался художественный вкус, обогащался и жизненный опыт.

Осенью 1941 года командир запаса художник Иван Максимович Семенов был призван в ряды защитников Родины и направлен в редакцию центральной военно-морской газеты «Красный флот». В качестве военного корреспондента он побывал на Черном море, на Балтике, в Заполярье — на больших кораблях и катерах-охотниках, у подводников Северного флота и полярных летчиков далекой Вайенги. Он участвовал в боевых операциях флота, в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Орешка и Шлиссельбурга, в боях за Нарву. На страницах газеты печатались его зарисовки с натуры — портреты отличившихся в сражениях командиров и матросов, картины суровых будней всегда готового к бою советского флота, виды городов, отвоеванных у врага.

В 1946 году старший лейтенант Семенов был демобилизован. Работая преимущественно для «Крокодила» — редкий номер теперь выходил без его карикатур, — он продолжает рисовать и для «Комсомольской правды». Его политические карикатуры стали появляться также на страницах «Правды».

В конце 1940-х годов Семенов впервые начинает работать в области книжной иллюстрации, занявшей вскоре в его творческой практике немаловажное место. Он создает рисунки к выпускаемым в серии «Библиотека «Крокодила» юмористическим рассказам и стихотворениям писателей-сатириков, иллюстрирует повести и рассказы для детей и юношества.

Настоящие удачи Семенова-иллюстратора начались с его рисунков к книге Н. Грибачева, А. Кривицкого и С. Смирнова «Десна-красавица», вышедшей в 1955 году. От добродушной шутки «Десны-красавицы» Семенов перешел к социально заостренной сатире «Осады Бестерце» — книге венгерского писателя К. Миксата (1956). В последующие годы наиболее значительными работами Семенова в области книжной иллюстрации были циклы рисунков к двухтомнику избранных произведений Джерома К. Джерома (1957), к «Году рыболова» М. Семенова (1964), «Тирольским элегиям» К. Гавличка-Боровского (1963) и «Басням» Демьяна Бедного (1965).

Сборник поэм и стихотворений чешского поэта, публициста и сатирика середины XIX века Карела Гавличка-Боровского — новый и знаменательный этап в творчестве Семенова. Он выступает здесь уже не только как иллюстратор, но и как художник книги, от которого зависит весь ее внешний облик.

Живее и занимательнее стали рисунки Семенова и в книжках для детей, особенно в тех, где открывается простор для лукавой смешинки художника, в таких, например, как «36 и 5» С. Михалкова (1959), «Фантазеры» (1960) и «Живая шляпа» (1962) Н. Носова. И уж совсем хороши такие рисунки, где в качестве участников комических происшествий выступают собачки или птички («Бобик в гостях у Барбоса» или «Когда мы смеемся» Н. Носова). История визита дворового Бобика к домашнему Барбосу, рассказанная писателем и показанная Семеновым, так понравилась маленьким читателям, что книжку приходилось не раз переиздавать, и общий тираж ее превысил 3 миллиона экземпляров.

Главный герой детской книжки С. Михалкова «Миллионер» - бульдог. Но это не просто собака: прихоть вздорной старухи американки сделала его наследником огромного состояния.

Через тридцать пять лет после неудавшейся мальчишеской эскапады ростовского папиросника Вани Семенова, мечтавшего попасть в Америку, теперь - в 1958 году - известный не только у себя в стране, но и за ее границами, художник Иван Максимович Семенов пересек океан как представитель советского сатирического искусства. По приглашению Ассоциации американских газетных карикатуристов он вместе с Виталием Горяевым присутствовал на конгрессе Ассоциации, происходившем в Индианополисе; затем оба «крокодильца» путешествовали три недели по США, побывали в нескольких больших городах. В последующие годы Семенов побывал в ряде зарубежных стран, а в 1962 году сопровождал вместе с Агнией Львовной Барто по городам Англии выставку советских детских книг и иллюстраций к ним, выступал с лекциями о работе наших художников в этой области.

Еще в 1956 году по его инициативе был создан первый в СССР юмористический журнал для маленьких детей - «Веселые картинки». Иван Максимович сам сделал весь первый пробный номер - рисунки, текст, макет, - показал в Центральном Комитете комсомола; его предложение было одобрено, Семенов стал ответственным редактором нового журнала. Он привлек способных художников - по преимуществу молодежь, поэтов, много рисовал сам. В частности, он придумал забавный образ Карандаша - бойкого наблюдательного мальчугана с длинным красным карандашом вместо носа; Карандаш быстро завоевал популярность, стал появляться не только на страницах журнала, но и в детских книжках, посвященных приключениям его и его друзей. А «Веселые картинки» так полюбились малышам, что тираж журнала вырос за десять лет в 13 с лишним раз и достиг 4 миллионов экземпляров.

 Семенов так же делает рисунки на открытках в серии «Похождения бравого солдата Швейка» Ярослава Гашека и других.

Известность подлинно народного художника Ивана Максимовича Семенова, интерес к его рисункам продолжают расти с каждым годом. Свидетельство этому и успех выставок его произведений - передвижной и персональной в Москве 1963 года.

http://detilus.ucoz.ru/publ/31-1-0-25

 

 

Иван Максимович Семёнов - художник-иллюстратор и карикатурист (200 работ) http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/15507-ivan-maksimovich-semenov-hudozhnik-illyustrator-i-karikaturist-200-rabot.html