Домой Старое кино История моды Журналы Открытки Музыка Сестры Берри Грампластинки Сборник эстрады 60-х
"Выездная виза" СССР
Контрабасисту Большого
театра Валерий Барцалкин в свое время халтурил в ВИА, который играли в
кинотеатрах перед сеансом (Давно это было!) и скрашивал москвичам употребление
бутербродов и воды «Буратино» в фойе. Контрабасист утверждал, что это было милое
и забавное время, которое теперь, верно, уже не восстановишь. Расспрашивал его
журналист Владимир Бутенко. Из дискуссии двух работников культуры за чаем
получилась целая ностальгия о ВИА. Ну а поскольку ностальгия теперь крайне
популярна, воспроизводим ее с тщательностью, достойной лучшего применения.
— Если мне не изменяет память, ВИА при московских кинотеатрах были в основном
убогими. Исключение составляли шикарный «Октябрь» (там блистал джаз-оркестр Ааци
Олаха и в огромном зале-буфете готовились алкогольные коктейли «шампань-коблер»)
и отчасти кинотеатр «Россия», куда тот же превосходный биг-бэнд время от времени
перебирался. В других кинотеатрах типа «Спорт», «Киев», «Форум» обычным был
состав из пианино, двух-трех скрипок, виолончели, контрабаса, иногда трубы.
Ближе к концу выступления появлялась солистка.
— И ты там играл?! — изумлялся я прошлому контрабасиста Большого театра Валерия
Барцалкина. — Ты что, брал в руки смычок в этой компании пропащих душ, которым
уже ничего не было нужно?
— Это почему ничего не нужно?! Почему ты так решил?
— Просто я хорошо помню эти усталые, серые лица, от них веяло такой вселенской
скукой...
— Ну уж нет, скучной жизнь такого оркестра никак не назовешь! — рассмеялся
Валера. — Это был вулкан, настоящий вулкан. И чертовски, страшное пламя иногда с
грохотом вырывалось наружу!
Матка
Махно
Я начал халтурить в таком оркестре незадолго до поступления в консерваторию. Все
мы входили в Московское объединение музыкальных ансамблей, сокращенно МОМА.
Музыканты, естественно, называли эту организацию «Мама» — мама, которая дает
покушать.
Нужно сказать, что «Мама» не была какой-нибудь шарагой вроде теперешних
компаний, где сотрудникам не платят денег и царит полный произвол. Нет, это было
серьезное госучреждение, где дважды в месяц выдавали зарплату, а также — одежду
для выступлений. Раз в год каждому музыканту-мужчине полагался костюм, а женщине
— черное платье. Помню, только альтистка по имени Верочка платье никогда не
брала: получала мужскую униформу, переставляла пуговицы пиджака на другую
сторону, из штанов сооружала юбку, надевала белую рубашку, галстук и становилась
похожа на эсэсовку из советских фильмов о войне.
За все эти удовольствия приходилось платить: «Мама » контролировала процесс
воспроизведения нами звуков. Ежегодно на Малой Бронной в ДК художественной
самодеятельности нас прослушивали — каждый оркестр сдавал свою программу
комиссии из «Мамы». Комиссию возглавляла бывшая кассирша магазина «Советская
музыка». Какому-то ответственному товарищу, с которым, говорят, у нее был роман,
касса из-за обилия кнопок показалась если не роялем, то чем-то похожим на баян.
Он устроил кассиршу в «Маму», и она стала ответственным секретарем этой
организации. Еще за кассой она покупателям спуску не давала, а уж возглавив
контроль над музыкальным сознанием масс, и вовсе разошлась.
Ну да ладно. Играли в кинотеатрах большей частью потрепанные жизнью люди. Но
большинство из них действительно были хорошими музыкантами. А какие типажи
попадались! Будто Феллини подбирал.
Мария Вениаминовна — потрясающая пианистка, ученица Гольденвейзера. Старая
молодящаяся еврейка: косметически обработана досконально — у нее всегда были
самые модные тени, лаки и все такое прочее; тонкие, как спички, ножки на
каблуках; шикарные шубки. Однажды из-за этой боевой раскраски ее даже задержала
милиция в сквере кинотеатра «Метрополь», куда она вышла в перерыве между
выступлениями. До сих пор меня поражает: Мария Вениаминовна носила папаху.
Каракулевую. Хотя моды такой в то время не было. И мы пианистку называли между
собой матка Махно. Ей было семьдесят с лишним, но костер любви в ней полыхал
вовсю.
Как-то раз она покусилась на нашего Ваню — бывшего ресторанного музыканта: очень
вальяжного, в бабочке, платочек из кармана, перстень. Не знаю, что уж там у них
произошло, но когда начиналось выступление, Ваня поворачивался к пианистке и,
продолжая играть, тихо говорил:
— Проститутка!
Мария Вениаминовна после концерта бежала к Зазовскому, который играл у нас
вторую скрипку. В свое время он был очень известным музыкальным критиком. Когда
началась кампания травли Шостаковича, не побоялся вступиться за опального
композитора, полетел отовсюду и в результате очутился в нашем оркестре. Но
пианистке плевать было на историческое прошлое Зазовского, она обращалась к нему
как к профоргу:
— Соберите профсобрание, потому что Иван меня покрыл нецензурной бранью!
— А где свидетель?
— Виолончелист Шапиро, — уверенно говорила Мария Вениаминовна, потому что Шапиро
сидел рядом с ней и все слышал.
Шапиро быть свидетелем не хотел. И потому стал ее заклятым врагом. Но была еще
одна причина их взаимной ненависти. После выступления несостоявшийся
Ростропович, в свою очередь, бежал жаловаться:
— Примите меры — музыкант глохнет! Эта бездарная женщина нарочно открывает все
время крышку рояля. Она на инструменте не играет, а колотит по нему — зачем мне
судьба Бетховена?!
В результате у Шапиро на нервной почве появилась привычка закрывать после
каждого выступления крышку рояля — ему так было легче жить. Но перед каждым
сеансом Мария Вениаминовна ее снова открывала.
Гибель виолончели
В тот день мы работали в кинотеатре «Колизей», где сейчас театр «Современник».
Место было замечательно тем, что все певицы там боялись напрягать голосовые
связки. Из-за необыкновенно высокой, да к тому же маленькой сцены приходилось
стоять у самого края верхотуры. Сцену украшал концертный рояль «Стейнвей».
Обычно за десять-пятнадцать минут до начала концерта Мария Вениаминовна
открывала крышку рояля, садилась за инструмент и начинала музицировать, чтобы
показать, какой она необыкновенный музыкант, и привлечь сердца сидящих в фойе
молодых мужчин.
Мы сидели в кинозале, досматривая фильм предыдущего сеанса, когда Мария
Вениаминовна собралась проделать свой трюк в очередной раз. В попытке открыть
тяжеленную крышку она изо всех сил уперлась в пол ножками — и рояль вдруг
поехал! В фойе сидит публика, ожидающая сеанса, мы досматриваем картину, и вдруг
раздается страшный грохот. Взорвалась бомба! Мы вскакиваем, бросаемся в фойе и
видим — разбитый рояль валяется на полу, на рояле лежит пианистка — она сломала
ногу, — а публика застыла в ужасе, не зная, что делать.
Выбегает торжествующий Шапиро: пришло отмщение, враг повержен! Я стою рядом с
ним: человек гибнет, а на лице виолончелиста сквозь напускную скорбь
проглядывает довольная ухмылка.
Но вдруг физиономия его приобретает озадаченное выражение, он начинает
соображать: рояль, Мария Вениаминовна... А где же виолончель?! И цвет лица
Шапиро меняется с розового на зеленый. Виолончель разнесло вдребезги, даже щепок
не осталось.
Певица в неглиже
Солисткой ансамбля, его примой была Лидия Рон. Стоит ли говорить, что это было
ее сценическое имя? Таких лиц, как у нее, сейчас не носят. На голову она
монтировала огромную конструкцию из свернутой в рулон толстой косы, надевала
невероятной ширины платья на кринолине, и в таком громоздком виде выступала в
кинотеатрах: по малюсенькой сцене, как арктический ледокол, прокладывала она
себе путь к микрофону, по пути сметая пульты, ноты, инструменты. В жизни она
страшно заикалась, не могла внятно произнести двух слов, однако пела нормально.
Голос у нее был хороший, оперный, но техника подводила. Петь она могла только
очень медленно, поэтому всегда исполняла арию Джильды из «Риголетто», а по
праздникам снисходила до низкого жанра и пела «Катюшу». Представьте себе эту
песню в оперном исполнении — трудно было слушать без смеха.
Так вот. В кинотеатре «Таганский» среди всех этих жутких темно-синих плюшевых
занавесок с кистями была маленькая артистическая уборная. Как-то само-собой
разумелось, что этим помещением будет пользоваться Лидия Рон. Остальные
музыканты оставляли там разные мелочи, чтобы не украли. Однажды врываюсь я в
комнату за смычком, а певица переодевается. Она была не голая — в комбинации. Я
услышал пронзительный крик тургеневской девушки, которую повалил дворник. А
затем, словно нимфа, нелепо прикрываясь руками, певица театрально простонала:
— Что... что вы наделали?! Что вы наделали?! Я, остолбенев, думаю:
«Действительно, что?» И говорю:
— У нас что, будут дети? И как мне теперь быть, жениться, что ли, на вас?
Она потом нажаловалась в профком, что я произнес такую гнусность, которую она не
в силах повторить, и все выпытывали, что же я такое сказал. А я так и не
сознался. Вот рассказываю только теперь, по истечении срока секретности.
Спасибо, товарищ аист!
Месяц мы играли в одном кинотеатре, а затем перебирались в следующий. Наше место
занимал другой ансамбль. Как раз закончились выступления в «Москве», где наш
молодой гобоист Юра Морозов придумал замечательное развлечение. В длинном и
очень темном помещении кинотеатра мы садились у самого входа и встречали
опоздавших зрителей пронзительным шепотом: «То-ва-арищ-щ! Товарищ-щ! Осторожно,
ступенька!» А затем, давясь от смеха, наблюдали, как напуганный человек, нелепо
шаря в темноте ногами и хватаясь за кресла, медленно, как придавленный паук,
двигался куда-то во мрак зала.
Всему хорошему приходит конец — нас опять перевели в нелюбимый «Колизей», тот
самый, с высокой сценой, откуда упал рояль. Как раз в это время заболела Лидия
Рон — женщина пожилая, фактически бабушка, и из «Мамы» прислали подмену —
молодую певицу. Из ее довольно ограниченного репертуара я помню лишь популярную
в то время песню, где были слова: «Спасибо, аист, спасибо, птица, так и должно
было случиться!»
Когда солистка узнала, что выступать предстоит в «Колизее», она изо всех сил
попыталась отвертеться, но ей это не удалось. Она всегда боялась этой высоченной
сцены, а тут, как на грех, была еще и беременна, поэтому из-за торчащего живота
ей было не видно, не вышла ли она уже за пределы помоста. Стоя на краю обрыва,
певица приходила в такое страшное возбуждение, что мы даже опасались, как бы она
туда вниз, в партер, с перепугу не родила.
Ее было немного жаль, но тем не менее уже упоминавшаяся песня про аиста в ее
интересном положении наводила на веселые ассоциации. Когда приходило время
упомянутых выше слов, трубач Боря, я и гобоист Юра Морозов негромко, но так,
чтобы ей было слышно, пели: «Спасибо, аист, спасибо птица, ты помоги ей
разродиться!» Она просто цепенела от страха, что сейчас засмеется и упадет прямо
на зрителей, а в перерыве умоляла нас больше аиста ни о чем не просить.
Мы все равно просили. А она потом все равно родила. К счастью, не в «Колизее».
Под сурдинку
Шапиро был одним из самых амбициозных и фанатично преданных музыке людей. Не
сделав большой музыкальной карьеры, он пытался умерить творческий зуд, сочиняя
для нашего ансамбля аранжировки, и относился к этому невероятно серьезно и
педантично. Как-то приносит «Скерцо» композитора Филиппенко — где он его
откопал, не знаю. В середине этого «Скерцо» предусмотрено соло трубы, и труба
должна играть с сурдиной. Трубач Коля — здоровый малый без особых извилин в
голове — знал трепетное отношение виолончелиста к партитуре, поэтому назло стал
играть без сурдины. У Шапиро от возмущения задрожали руки, но поскольку с Колей
он недавно поссорился и не разговаривал, то виолончелист обратился к
руководителю ансамбля:
— Яша, почему он играет без сурдины? Тот повторяет:
— Почему играете без сурдины?
— Потому что у меня ее нет.
Шапиро, с трудом сохраняя спокойствие, говорит:
— Так скажите, чтоб принес. Это симфоническая музыка, здесь нельзя играть что
попало, как некоторые привыкли в ресторане.
— Вы понимаете, что должны принести сурдину? — говорит Яша.
— Понимаю.
Шапиро решает, что инцидент исчерпан. Ничего подобного. Кинотеатр «Форум»,
За-зовский протяжно, красивым голосом записного конферансье объявляет:
— Сегодня!.. Впервые!.. Исполняется «Скерцо»... композитора Филиппенко!
Играем. Доходит дело до соло трубы. Костя встает и вместо обыкновенной скромной
сурдины достает сурдину-квакушку! И как пошел квакать! Совершенно непотребно.
Шапиро прервал игру, весь покрылся красными пятнами и изо всех сил стал возить
смычком по струнам, драть. Я от смеха просто упал вместе с контрабасом. Это была
музыкальная истерика. Игра прекратилась, зато публика впервые на моей памяти
оторвалась от бутербродов и обратила на нас внимание. В следующем антракте
прибежал возмущенный директор кинотеатра: три человека написали жалобу, что
оркестр был пьян.
Вот она, волшебная сила искусства!
Мы допили чай. Валере нужно было на репетицию и, грустно улыбнувшись, он
заметил:
— Скучно стало, ничего не происходит. Раньше идешь, бывало, в Большой на
утренний спектакль, настроение светлое, праздничное. Знаешь, что все рабочие
постановочной части уже пьяные и сейчас что-нибудь да случится. Сейчас эта
традиция почему-то ушла. Только и остается, что вспоминать. Старею, что ли?
Владимир Бутенко,
рисунки Александра Пашкова
источник- http://www.blatata.com/
"Выездная виза" СССР
Это
так называемая "выездная виза" СССР. Отметка в загранпаспорте,
разрешающая выезд гражданину СССР из своей собственной страны. Документ
нехилой исторической ценности, ибо загранпаспорт при выезде выдавался взамен
внутреннего, а при въезде — наоборот, так что иметь такую вещь на руках
большая удача.
Но это далеко не
самое "вкусное".
К сожалению (или к счастью),
лишь малая доля моих сверстников знает о тех трудностях, которые преодолевал
советский интурист.
Но прежде чем вам дадут эту визу и продадут путевку, вы должны произвести
некоторые простые телодвижения…
1.Написать (самому на себя) характеристику — страницу текста, где указано с
какого времени и кем вы работаете, описаны ваши производственные успехи…
2.Теперь характеристику надо подписывать и завизировать…
3.Но это совсем не все — ее должен утвердить райком КПСС. В райкоме сидит
комиссия ветеранов КПСС…
4. Теперь вам дадут огромную анкету…анкета на листе А3 (!) с двух сторон,
мелким шрифтом
Вот здесь — полный набор
выездных документов "потенциального предателя", которые интересно читать и
сегодня (PDF, 10Мб, Рапидшара)
Среди них:
1. Памятка КПСС о порядке оформления лиц, выезжающих за границу.
2. Разрешение КГБ СССР о выезде за границу такого–то гражданина.
3. Рекомендация по написанию характеристик и устройству "клизменной
комиссии"
и главное
4–5. "Памятка въезжающим в соц. страны" и "Памятка въезжающим в кап. страны"
Цитата: Находясь за границей, проявлять высокую политическую
бдительность. Помнить, что спецслужбы иностранных государств стремяться
получить от советских граждан интересующие их сведения…они используют
слабости отдельных лиц к употреблению спиртных напитков, азартным играм,
неумением жить по средствам…
Я зачитался.
источник- http://dirty.ru/comments/236213#new