Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Мода    Фото    Юмор   Русский язык    Книги   Люди, годы, судьбы...

 

 

 1  2  3  4  5  6  7  8  9 10  11  12  13  14  15  16  17

 

Радиоспектакли: архивные записи с виниловых пластинок, эфиры «Радио России», «Юность», «Серебряный дождь»,


«Радио Культура» и т.д. Записи различных годов в исполнении актеров театра и кино.

 

 Гостевая книга    Форум    Помощь сайту    Translate a Web Page

 


 

 

 

Избранные произведения

 

  Баран непомнящий

 Богатырь

 Верный Трезор

 Ворон-челобитчик

 Вяленая вобла

 Деревенский пожар

 Дикий помещик

 Дурак

 Карась-идеалист

 Кисель

 Коняга

 Либерал

 Медведь на воеводстве

 Недреманное око

 Орел-меценат

 Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

 Премудрый пискарь

 Приключение с Крамольниковым

 Пропала совесть

 Путем-дорогою

 Самоотверженный заяц

 Соседи

 Чижиково горе

 


 

История одного города

 

 От издателя

Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца

О корени происхождения Глуповцев

Опись градоначальникам

Органчик

Сказание о шести градоначальниках

Известие о Двоекурове

Голодный город

Соломенный город

Фантастический путешественник

Войны за просвещение

Эпоха увольнения от войн

Поклонение Мамоне и покаяние

Подтверждение покаяния. Заключение

Оправдательные документы

 


 

 Пошехонская старина

 

 Житие Никанора Затрапезного, Пошехонского дворянина. Введение

Гнездо

Мое рождение и раннее детство

Воспитание нравственное

День в помещичьей усадьбе

Первые шаги на пути к просвещению

Дети. По поводу предыдущего

Портретная галерея. Тетеньки-сестрицы

Тетенька Анфиса Порфирьевна

Заболотье

Тетенька Сластёна

Братец Федос

Поездки в Москву

Московская родня. Дедушка Павел Борисыч

Житье в Москве

Сестрицыны женихи. Стриженый

Продолжение матримониальной хроники. Еспер Клещевинов. Недолгий сестрицын роман. Женихи-мелкота

Крепостная масса

Аннушка

Мавруша-новоторка

Ванька-Каин

Продолжение портретной галереи домочадцев. Конон

Бессчастная Матрёнка

Сатир-скиталец

Добро пожаловать

Смерть Федота

Помещичья среда

Предводитель струнников

Образцовый хозяин

Валентин Бурмакин

Словущенские дамы и проч.

Заключение

 

   Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

 

 Сатиры смелый властелин

 

   Близость смерти не позволяет обыкновенно видеть настоящей величины заслуг человека, и в то время как заслуги одних преувеличиваются, заслуги других представляются, несомненно, в преуменьшенном виде, хотя бы в наличности их никто не сомневался и даже враги воздавали им молчаливо известную дань уважения. Последнее относится и к Михаилу Евграфовичу Салтыкову.

Мало, наконец, людей, которые отличались бы таким цельным характером и прошли бы с такою честью жизненное поприще, как он.

   Его творчество направлено на обличение пороков общества. Его талант прекрасно справлялся с теми задачами, которые ставила перед ним эпоха. Взявшись за социальное обличение, он очень талантливо и виртуозно это делал. Выбрав форму сказок, писатель наполняет традиционную народную форму новым содержанием. Салтыков-Щедрин прекрасно владеет эзоповым языком, в иносказательной форме которого заключена многозначность, так нужная писателю, чтобы передать весь абсурд и несостоятельность изображаемой ситуации.

 Родился Михаил Евграфович 15 января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Родители его - отец, коллежский советник, Евграф Васильевич, и мать, Ольга Михайловна, урожденная Забелина, купеческого рода,- были довольно богатые местные помещики; крестили же его тетка Марья Васильевна Салтыкова и угличский мещанин Дмитрий Михайлович Курбатов.

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.

   А в 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

   Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.

   Фантастика щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное политическое содержание. Орлы "хищны, плотоядны...". Живут "в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают" – так говорится в сказке об орле-меценате. И это сразу рисует типические обстоятельства жизни царственного орла и дает понять, что речь идет совсем не о птицах. И далее, сочетая обстановку птичьего мира с делами отнюдь не птичьими, Щедрин достигает высокого политического пафоса и едкой иронии. Так же построена сказка о Топтыгиных, пришедших в лес "внутренних супостатов усмирять". Не затемняют политического смысла зачины и концовки, взятые из волшебных народных сказок, образ Бабы-Яги, Лешего. Они только создают комический эффект. Несоответствие формы и содержания способствует здесь резкому обнажению свойств типа или обстоятельства.

   Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности. Такова, например, сказка "Соседи".

   Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки ("Не давши слова – крепись, а, давши – держись!", "Двух смертей не бывать, одной не миновать", "Уши выше лба не растут", "Моя изба с краю", "Простота хуже воровства"). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку воблушку, ханжу попа, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. п.

   Тем не менее, все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многим переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и психологических и политических – на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

   Писателя возмущало русское общество не справедливое отношение господ к рабам покорность простого народа к высшим чиновникам. В своих произведениях автор высмеивал пороки и несовершенство русского общества. 

   Ярким и доступным для читателя примером безнравственности общества в творчестве Салтыкова-щедрина являются сказки, казалось, такой литературный жанр как сказки предназначен для детского понимания добра и зла. Но сказки Салтыкова-Щедрина проникнуты иронией, в них заключена проблема русского общества, которую автор хочет разрешить на простом примере, высмеивая в отдельных моментах поступки своих героев.

   В романе «История одного города» Щедрин отражает наиболее ужасные стороны жизни русского общества. В своем произведении писатель не напрямую рассказывает о проблемной ситуации в нашей стране. Не смотря на название за образом народа города Глупова, где проходит жизнь главных героев, скрывается целая страна, а именно Россия.

     Таким образом, Салтыков-Щедрин открывает новые приемы и способы сатирического изображения в литературе. Например, давая характеристику одному из градоначальников-Органчику, автор показывает качества не свойственные для человека. Органчик имел в голове механизм и знал только два слова - «не потерплю» и «разорю».

   При чтении произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города» в отличие от других сатирических произведений, читатель сам должен понимать, какая же реальность скрывается за полуфантастическим миром, который показан в романе. Использование писателем в своих произведениях такой прием сатирического изображения как «Эзопов язык» подтверждает то, что за тайной, которую хочет скрыть автор, утаивает его подлинные мысли.    Практически полностью на иносказании построен роман Салтыкова-Щедрина «История одного города». Например, под городом Глуповом скрывается изображение всей России. Тогда, следовательно, напрашивается вопрос: «Кто такие глуповцы?» - обыватели губернского города Глупова. Нет. Как ни тяжело признавать, но глуповцы это россияне. Расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период разгула политической реакции в – России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу. И народ понимал политическую остроту щедринских обобщенных выводов, скрытых за эзоповской речью и зоологическими масками. Он создал новый, оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетаются фантастика с реальной, злободневной политической действительностью.

   В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем "мужик"), эксплуататоры – в образах хищников.    Символом крестьянской России является образ Коняги – из одноименной сказки. Коняга – крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права, есть этот хлеб. Его удел – вечный каторжный труд. "Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования..." — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он один способен освободить родную страну. "Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге"... Эта сказка – гимн трудовому народу России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу.

   Обобщенный образ труженика – кормильца России, которого мучают сонмища паразитов-угнетателей, – есть и в самых ранних сказках Щедрина: "Как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик". "А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит – это он самый я и есть!" – говорит генералам спаситель-мужик. Щедрин горько смеется над тем, что мужик, по приказу генералов, сам вьет веревку, которой они его затем связывают. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя, переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки "Как один мужик двух генералов прокормил" выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они "ничего не понимают", они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

   В сказке "Дикий помещик" Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе "освобождения" крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: "Скотинка на водопой выйдет – помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет – помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух – все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: – Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Этот помещик, как и генералы из сказки о двух генералах, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, – продолжение его предыдущего хищнического существования.    Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких "податей и повинностей" государство "существовать не может", что без мужиков все умрут с голоду, "на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя" да и денег у господ не будет. Народ - созидатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства.

   Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...

  Умер М. Е. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петербурге. 

 


 

Сказки. Выпуски 1-6 (Михаил Салтыков-Щедрин) [2006, сказки, аудиокнига, MP3, 192kbps, Евгений Весник]

 

 

 

 

Выпуск 1


Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Пропала совесть


Выпуск 2


Дикий помещик
Премудрый пискарь


Выпуск 3


Самоотверженный заяц
Бедный волк
Добродетели и пороки


Выпуск 4


Медведь на воеводстве
Обманщик газетчик и легковерный читатель


Выпуск 5


Орел-меценат
Вяленая вобла


Выпуск 6


Карась-идеалист
Верный Трезор
Гиена

 

Скачать (446.7MB)  

 

https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FuWx8zRV1rGCjtgm14RHZ1RdNf31EIyN3gNDfaQrz%2F2A%3D%3A%2F%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD_%20%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8.rar&name=%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2-%D0%A9%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BD_%20%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B8.rar&c=54635e352c6f

 


 

 

ОДОЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ

 

ОДОЕВСКИЙ, ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ (1803–1869), князь, русский писатель, журналист, издатель, музыковед. Родился 30 июля (11 августа) 1803 (по другим сведениям, 1804) в Москве.

Последний представитель старинного кн. рода .Одоевских. Отец - дир. Моск. ассигнац. банка. В 1822 О. окончил Моск. унив. благородный пансион. Усиленно занимался естеств. науками: изучал анатомию, физиологию, физику, химию, технику. Свободно владел фр., нем., ит., англ., исп., знал церк.-славян., лат., древнегреч. яз.

Первый лит. опыт "Химикант Вильгельм (Из переписки двух приятелей)" О. напечатал в журн. "Благонамеренный" в 1820. Впоследствии публиковался в журн., альм, и газ.: "Вест. Европы", "Сын отечества", "Мнемозина", "Моск. телеграф", "Урания", "Лит. газ.", "Атеней", "Сев. цветы", "Альциона", "Б-ка для чтения", "Моск. наблюдатель", "Современник", "ЖМНП", "Сев. пчела", "Отеч. зап.", "СПбВед.", "Рус. арх.", "Голос", "Рус. старина", "Киев, старина" и др.

В 1823 с Д. В. Веневитиновым организовал О-во любомудрия с целью создания ориг. отеч. философии. Был дружен с будущими декабристами - двоюродным братом поэтом А. Одоевским и В. Кюхельбекером, с к-рым в 1824-25 издавал альм. "Мнемозина".

В 1826 переехал в Петербург, поступил на службу в К-т цензуры иностр. при М-ве внутр. дел. Участвовал в пересмотре ценз, устава (1828). В июне 1828 назначен столоначальником в Деп. духовных дел иностр. исповеданий, в нояб. того же года - б-рем К-та цензуры иностр. (до 1839). Был чл. Деп. гос. хоз-ва и публичных зданий (1833), работал в комис. по приведению в единообразие рос. мер и весов (1835), в к-те для сост. правил о производстве следствий, назначался в комис. для усовершенствования пожарной части Петербурга, устройства водопровода.

Долгое время состоял ред. журн. "Сел. обозр.", изд. М-вом внутр. дел (с 1837). С 1838 по 1861 - чл. Уч. к-та М-ва гос. имуществ, чл. комис. при этом м-ве по учреждению в деревнях школ. До янв. 1842 был правителем дел Гл. попечительства дет. приютов.

С мая 1840 назначен ст. чиновником II отд-ния собств. е. и. в. Канц. Занимался унификацией законодательства, действовавшего в Закавказье, с общими законами Рос. империи. В 1842 впервые посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, Швейцарию.

В 1843-48 совм. с экономистом А. П. Заблоцким-Десятовским издавал журн. для нар. чтения "Сел. чтение", поместив в нем мн. ст. науч.-попул. характера. Писал попул. учебники. Занимался кулинарным искусством. С 1 янв. 1844 по дек. 1845 в прил. к "Лит. газ." - в "Записках для хозяев" публиковал лекции "господина Пуфа, доктора энциклопедии других наук, о кухонном искусстве". Занимался благотворит, и обществ, делами. В 1844 - учредитель Елисаветинской клинич. больницы для малолетних детей и чл. ее полечит, к-та. 9 мая 1846 избран пред. "О-ва посещания бедных просителей в С. Петербурге". В 1855 назначен пред. Комис. по упр. Максимилиановской больницей, в 1859 избран в чл. гор. депутатского собрания, был пред, к-та по упр. Крестовоздвиженской общиной и т. д. Восторженно встретил реформы 1861 и день освобождения крестьян - 19 февр. отмечал как нац. праздник.

В 1820-40-х писатель-романист находился в центре лит. жизни России. Был дружен с А. С. Грибоедовым, Н. В. Гоголем, М. Ю. Лермонтовым. К его творчеству с интересом относился А. С. Пушкин, а в 1836 он был деятельным помощником Пушкина в ред. и изд. "Современника". Ему принадлежит единств, некр. Пушкину-"Солнце русской поэзии закатилось". В 1844 вышли 3 тт. его соч. В т. 1 опубликован роман "Русские ночи" - первый рус. филос. роман. Его худож. произв. высоко ценил В. Г. Белинский. О. имел лит. салон, гостями к-рого в разное время были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, П. А. Вяземский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский и мн. др.

Прекрасный музыкант, музыковед, он оставил и ряд им соч. вальсов, хоралов, прелюдий, колыбельных. Написал музыку на слова Пушкина "Дарует небо человеку", к стихотворению Н. А. Некрасова "Прости", к басне Крылова "Квартет". Участвовал в создании Рус. муз. о-ва и Моск. консерватории. Издал "Музыкальную грамоту для немузыкантов" и "Музыкальную азбуку для народных школ".

С 12 июля 1846 О. назначен пом. дир. ПБ и зав. Румянцевским музеем. При дир. Д. П. Бутурлине занимался гл. обр. делами Музея. По "Дополнительному об имп. Публичной Библиотеке и Румянцевскому Музеуму положению" (1850) О. вменялись в обязанности, кроме зав. Румянцевским музеем, ближайший надзор за хоз. и казначейской частью Б-ки, непосредств. упр. канц., председательство в хоз. к-те, замещение дир. в случае его отсутствия, а также "исполнение тех особенных обязанностей, которые могут быть возложены на него директором". Задания и поручения были самые разнообразные: проверка - "ревизия" работы сотр., рец. и ред. док-тов, сост. разл. инструкций (Правила комис. для продажи дублетов, должностная инструкция для писца, Инструкция о счетоводстве, о бухгалтере, Правила дежурства, операц.-технол. карта прохождения кн. от фонда к читателю и обратно и др.). Редактировал "Отчеты" Б-ки, давал оценку предлагаемых к покупке кн. Составил обстоятельную записку о необходимости создания в Москве публичной б-ки (1850).

Наряду с В. И. Соболыциковым был одним из активных проводников планов М. А. Корфа по "обновлению" Б-ки. Первостеп. внимание уделял вопросам комплектования, особенно иностр. новейших кн. по физике, химии, естеств. истории, математике, геологии, указывал для покупки конкретные кн., принимал непосредств. участие в сост. проекта правил заказов на иностр. кн. Подарил Б-ке 247 кн., рукописей, эстампов, карт и нот. Среди них - записная книжка М. Ю. Лермонтова с 12 лирическими стихами, напис. поэтом в последние три месяца его жизни. По его предложению отменено ограничение кол-ва выдаваемых кн. читателю, введены "требовательные карточки", на к-рых указывалась причина отказа в выдаче кн. Разработал общие принципы библ. деятельности, полагая, что системы расстановки фондов и орг-ции каталогов зависят от величины фондов, их профиля и контингента читателей, предложил разделение библ. процессов на первостеп. и второстеп. Поддержал предлож. и испыт. Соболыциковым в Отд-нии "Россика" "крепостную расстановку" кн. по величине переплетов. Предложил упрощ. метод (формулу) подсчета кн., основ. на мат. вычислениях, к-рый применялся в Б-ке долгие годы. Как зав. Румянцевским музеем О. следил за сохранностью помещений и хранящихся в них кн., рукописей, эстампов, коллекций и обслуживанием посетителей и читателей. Много сделал по внутр. орг-ции работы: ввел учет рабочего времени, привел в порядок каталожное хоз-во, наладил строгий учет кн. и рукописей, выд. читателю. Много сил тратил на попытки привести здания Музея, требующие срочного капит. ремонта, в какой-нибудь порядок. После неоднократных его ходатайств К-т министров принял решение перевести все румянцевские коллекции в Москву для учреждения там Публичной б-ки и музея. К 1 авг. 1861 все материалы Музея были перевезены в Москву. С этого времени О. уволен от должности зав.

8 нояб. 1861 он получил назначение в Москву сенатором в один из моек. деп. Сената. 16 мая 1862 покинул Петербург. Награжден орденами: Анны 1-й и 2-й степени, украшен, имп. короною, Станислава 1-й и 2-й степени, Белого Сокола командорской степени от Саксон-Веймарского герцога. Имел чин т. сов. Похоронен в некрополе Донского монастыря в Москве.

 

http://www.nlr.ru/nlr_history/persons/info.php?id=125

 

Владимир Одоевский. "Городок в табакерке". (Радиоспектакль)

 

 

 


 
Радиоинсценировка Р.Иоффе
Музыка. М.Робера
 
В ролях:
 
Мишенька - В. Сперантова
Надзиратель - Л.Пирогов

Текст читает Н.Литвинов