Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Мода    Фото    Юмор   Русский язык    Книги   Аудиокнига  

Русские ремесла


 

Русская крестьянская игрушка

Русская вышивка

Русское кружево

Русские эмали

Каслинское литье

Северная чернь

Ростовская финифть

Холмогорская резьба по кости

Гжель

Матрешки

Лаковая миниатюрная живопись

Федоскино

Берестяные изделия

Бисер и стеклярус

Чернолощеная керамика

Хохлома

Богородская резьба

Жостовская роспись

Абрамцево-кудринская резьба

Сергиевская  (Загорская) роспись с выжиганием

 

Кружевная история

Удивительно, когда и как успевали справляться с домашними делами наши прабабушки, да еще шили, вязали, вышивали и... плели кружева. Сказочные плетения-переплетения складывались в волшебный мир цветов, зверей и птиц, поселившихся на воздушной паутине тюля. Каждый дом украшали салфеточки, занавесочки, покрывала и скатерти домашнего изготовления из сплетенных или сшитых нитей, уникальные благодаря затейливости женской фантазии, неповторимые по вариациям из сочиненных или подсмотренных узоров.

Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.

Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок, клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.

Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.

Возникновение кружева относится к очень древним временам, настолько древним, что невозможно определить точную дату рождения этого чуда. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI—XXVII) и «одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона». Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.

Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие, всех не перечислишь. Преклонения достоин народ, с почтением сохранивший имена своих творцов. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.

Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, золотоволосые мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.

Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.

В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.

В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.

Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды. Да и чье сердце могло остаться непокоренным при виде такой красоты!

Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера. Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.

В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.

Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.

К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.

В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась мадонна с младенцем. Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художником. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева, насыщенные цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, шли на знаменитую испанскую мантилью.

Слово «кружево» на Руси появилось в летописи XIII века. Князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем (1252) имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись). В духовной грамоте XV века говорилось о ларце «с костьми, а в нем каймы и круживо...», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены... да круживо на портищо шито золотом да серебром...».

Кружево становится непременной частью приданого. В приданом Гликерии Ивановой Задонской из Вологодской земли перечислены: «телогрея, камка цветная на лисьих лапах, с круживом кованым – цена 10 рублей; да охабень алый... с круживом серебряным кованым – 10 рублей...» (1641). В документах сговора Мавры Суворовой и Силы Пушкина из Твери (1694) упоминается «шуба камчатая, мех белей, круживо кушащатое с серебром; шуба камчатая луданая, мех лисей, пугвицы канительныя с круживом с серебряным, с золотом; шуба тафтеная желтая, мех белей, с круживом, пугвицы се-ребряныя, круживо немецкое; шуба тафтяная, струйчатая, алая с круживом...» Кружево было доступно и крестьянству. Так, в сговорной 1612 года крестьянина Марка Скоровского из Вологодской епархии и Милавы Окинфиевой упоминаются «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с кружевом жемчужным...». Все эти примеры взяты мною из замечательной книги Софии Давыдовой «Русское кружево и русские кружевницы» (1892). «Переезжая из одного центра в другой, – писала С. Давыдова в своей книге, – я постоянно имела дело с самими мастерицами; мне приходилось входить в их избы и дома, приглядываться к их обстановке, вслушиваться в их рассказы и воспоминания, изучать их нравы и обычаи – словом, пожить с ними их жизнью». В результате кропотливой исследовательской работы была написана книга с очень ценным приложением – атласом из 77 таблиц с 270 рисунками по истории кружев в России.

Характер русского кружева менялся со временем. Если в описаниях XIII века кружево характеризуется как «плоское», в XV веке – «кожушное», то в XVI веке встречаются самые разнообразные названия: «в кружки», «колесчатое», «немецкое зубчатое», «немецкое золотое с полосами кованными», «низано жемчугом в шахматы», «сожено рясою», «сожено жемчугом» и т. д. Еще позже, в XVII веке, появились описания различных узоров, среди них узор «мелкотравный», «кубы», «кустики», «деревца», «гребешки», «корабль», «бантики», «кулишки». Иногда узор (сколок) кружева придумывался заранее – и это кружево называлось «русское сколочное кружево»; иногда узор повторялся, как в тесьме, а фигуры соединялись сеткой («сцепом») – такое кружево называлось «сцепным»; иногда узор срисовывали с вышивки и повторяли его посредством счета ниток – такую работу называли «численным кружевом».

Наконец, в 30-х годах XIX века появились кружевные машины, но это уже другая история.

источник- http://www.devichnick.ru/04uvl.htm


Из истории русского кружевоплетения

Впервые о русских кружевах из золотой и серебряной нити упоминается в летописи второй половины XVI столетия. Кружево выплеталось с золотым шитьем, парчой, с драгоценными камнями и ценили не столько искусную работу, сколько сам материал. 
Второе рождение «русского кружева» произошло, когда Петр 1 выписал в Россию фламандских мастериц для обучения прядению "голландской" нити и плетению кружев крепостных девушек. В то время итальянские, фламандские, французские мастера соперничали тонкостью и изяществом своего кружева. Разнообразие техник плетения узоров из тонких нитей и красота кружев покорили  всю Европу. Русские мастерицы, перенимая пришедшее из Европы коклюшечное кружево, оказались неимоверно талантливы и самобытны. Русские кружева вобрали в себя сюжеты и орнаменты, свойственные русскому народному искусству. Уже в 19 веке в России коклюшечное кружевоплетение становится народным промыслом во многих губерниях России. В каждом регионе свои приёмы плетения, оригинальные и разнообразные узоры, связанные с местными обычаями, обрядами. Русское кружево отличалось нежностью и изяществом. Плели его как из суровой льняной нити, так и из шелка, вплетая в кружево золотые и серебряные нити, нанизывая жемчугом, украшая блестками пухом и горностаем. Прославили русское ручное кружевоплетение и дали имена кружевам города - Вологда, Рязань, Елец, Вятка, Кириши. 

Закладка для книг Киришское кружево  Закладка для книг Цветок  Закладка для книг Перо  Закладка для книг Снежная королева  Закладка для книг Снежинка   

Кружевные закладки – тонкие и изящные, очень практичны в использовании, прекрасно держат форму благодаря плотному плетению.

источник- http://www.ruszakladka.ru/katalog-russkaja-zakladka/handmade/xudozh/xudozh_6.html

 

Вятское
Нижегородское
Вологодское
Елецкое

Вологодское кружево - особенное явление в народном искусстве Русского Севера. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. О вологодском кружеве сложены стихи и песни, созданы фильмы, выпущены красочные буклеты. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русского кружева.

  



Название:
Русское кружево. Основы художественного ремесла
Автор: Раиса Лукашева
Страниц: 144
Формат: DJVU
Размер: 13.8 Мб
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 1998
Эта книга предназначена тем, кто хочет научиться старинному русскому ремеслу - плетению кружев. Овладеть этим искусством несложно - достаточно иметь желание и доступные каждому материалы: нити и коклюшки. Руководствуясь советами автора, вы освоите технику плетения, откроете секреты мастерства, научитесь создавать как маленькие, так и большие изделия: воротники, салфетки, пелерины, украшать полотенца и скатерти. Кроме того, вы познакомитесь с историей русского коклюшечного кружева. Коклюшечное кружево сегодня опять в моде. Им украшают вечерние туалеты и летние сарафаны, интерьеры гостиных и дачных домиков. И везде коклюшечное кружево смотрится красиво и уместно. Ведь оно несет тепло и очарование.

Скачать с ifolder.ru      depositfiles.com
Название: Старинные секреты плетения кружев
Автор: Л. Пономаренко
Формат: PDF
Размер: 7.2 mb
Качество: Отличное
Язык: Русский
Год издания: 2001
На Руси кружева плетут с тринадцатого века. И сегодня, в двадцать первом веке, без кружевных узоров не обходится ни один показ высокой моды. Эта книга научит современных рукодельниц старинным секретам плетения кружев: технике вязания крючком, иголкой, на коклюшках, фриволите. Вы узнаете все, что нужно для плетения кружев, чтобы прослыть лучшей кружевницей в округе.

Скачать с depositfiles.com    www.filesdump.com