Домой Кино Музыка Журналы Открытки Мода Фото Юмор Русский язык Книги Аудиокнига
Русские ремесла
Лаковая миниатюра. Федоскино
Сергиевская (Загорская) роспись с выжиганием
|
ФЕДОСКИНО, село в Московской обл., в Мытищинском р-не, в 4 км от ж.-д. ст. Луговая. Центр нар. художеств, промысла - миниатюрной живописи маслом на лаковых изделиях, гл. обр. из папьемаше (шкатулки, табакерки и пр.). Произ-во осн. в 1798 в с. Данилково, позднее слившимся с Ф. (в 19 в. наз. "лукутинские лаки" по имени владельца мастерской). С 1910 "Федоскинская кустарная артель", ныне - фабрика. С 1931 существует федоскинская художеств, школа. Сюжетные композиции (фольклорные, копии картин и др.), портреты, пейзажи, натюрморты и т. д. выполняются на чёрном лаковом фоне; для оригинальной федоскинской миниатюры характерны также приёмы письма маслом на перламутре, сусальном золоте и серебре, украшение инкрустацией и др. Музей.
По преданию, Коробов вывез из Германии, из города
Брауншвейга, нескольких мастеров, знающих технологию изготовления табакерок из
папье-маше и способы их росписи. Опыт иностранцев вскоре был освоен и развит
местными мастерами.
К середине XIX в. лукутинские лаки, названные так по фамилии купцов
Лукутиных - преемников Коробова, встали на уровень с европейскими лаками и даже
превосходили их по крепости лака и качеству отделки, что не раз подтверждалось
дипломами и отзывами на международных ярмарках.
Лукутинские миниатюры на изделиях из папье-маше - табакерках, чайницах, баулах,
коробках, очешниках, игольницах - отличались от европейских миниатюр своим ярко
выраженным национальным характером сюжетов и своеобразными приемами письма.
Наибольшую популярность получили тройки, мчащиеся то по пыльным дорогам - "летние
тройки", то среди снежного пейзажа - "зимние тройки". В первом случае тройки
связываются со свадебными обрядами, во втором - с праздником веселой русской
масленицы.
Создавались миниатюры и на всевозможные крестьянские мотивы: хороводы,
пляски, работы на полях, бытовые сцены и т.п. При этом художники-миниатюристы
опирались на русскую литографию первой половины XIX в., на картины русских
художников, которые являлись как бы прототипами федоскинских
миниатюр-импровизаций.
Лукутинское производство просуществовало до 1904 г.
В 1910 г. группа бывших лукутинских мастеров организовала "Федоскинскую
артель живописцев" на базе ликвидированной лукутинской фабрики. Художественная
традиция русской лаковой миниатюры не прерывалась.
В советское время артель окрепла. Развивая лучшие художественные традиции
своего искусства, федоскинские художники отражают темы современной
действительности, пишут портреты выдающихся политических деятелей и
представителей русской культуры, создают миниатюры на сказочные (рис.3) и
исторические сюжеты. Большое место в их творчестве занимает лирический пейзаж
Подмосковья.
Сегодня в Федоскине (на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи) в светлых
мастерских работает около двухсот живописцев, имеется художественная
профтехшкола и при ней - музей миниатюрной живописи.
Виды изделий. В прейскурантах Лукутиных и Вишняковых значились: альбомные
пластины, которые затем монтировались с семейными фотоальбомами; бювары
настенные; коробки для сладостей, выложенные внутри оловом; "барабаны для чаю и
табаку", также выложенные внутри оловом, чтобы сохранить аромат содержимого; "бочонки",
декорированные под черепаху, под ясень, под малахит; запонки из перламутра с
живописью и запонки из папье-маше, оправленные в металл и украшенные миниатюрами;
игольники-шкафчики; копилки различных форм и размеров; кольца для салфеток с
мотивами троек, "русскими типами", с видами Московского Кремля; мольберты
настольные для писем и визитных карточек; кронштейны для украшения комнат;
марочницы; очешники; пресс-папье... Мужские и дамские папиросники на шарнирах,
открывающиеся на две половины; порттабак с ландшафтами; портмоне с муаровой
отделкой внутри для визитных карт; подносики и стаканы для сигар, папирос,
шпилек, булавок; пудреницы; пеналы для карандашей и перьев; сигарницы настольные
и карманные; спичечницы для кабинета и столовой; табакерки мужские "рококо",
овальные с рантом, гладкие; чайницы двойные с двумя вставными чайницами и с
местечком для полдюжины чайных ложечек, внутри выложенные оловом, рассчитанные
на фунт чая, на полфунта, на четверть фунта, "с живописью русских типов, с
видами кремля, с китайцами и цветами" и так далее и так далее.
Все вещи обладали безукоризненной отделкой. Наряду с черными лаковыми
покрытиями применялись и цветные колера: красные, голубые, синие, зеленые,
золотистые и радужные. Все эти колера создавались путем использования
металлических подкладок под лессировочные краски. Такие предметы нередко
продавались вообще без росписи.
Альбом:
Федоскино
Основой для изготовления изделий из папье-маше (от французского слова «битая бумага») служит картон. Листы картона с помощью гильотинных ножниц режутся на полоски определённой толщины и ширины. Затем, промазанные крахмальным клейстером ленты, навиваются на деревянные болванки в несколько слоёв. Получившиеся катушки помещаются в двусторонний пресс с давлением двадцать тонн для склеивания. Склеенные катушки снимают с болванок и проваривают в льняном масле. После пропитки картон просушивают двенадцать суток в специальных сушильных шкафах. После сушки папье-маше приобретает тёмно-коричневый цвет и прочность дерева. Папье-маше раскраивают на заготовки для будущих коробочек, собирают, дорабатывают детали, придавая им законченный вид. Готовые изделия зачищают, шлифуют и грунтуют. На эти операции уходит несколько часов. Загрунтованные изделия шлифуются, а затем шпаклюются. После последней зачистки, изделия покрывают двумя слоями чёрного лака снаружи и тремя слоями киновари (красного лака) внутри. Далее, прочищенная крышка коробки поступает к художнику. Масляная лаковая миниатюра традиционно выполняется в три живописных слоя. Перед тем как приступить к живописи художник готовит коробочку, покрывая её грунтом (бронзовым или алюминиевым порошком). После того как на грунт нанесён рисунок, он приступает к живописи. Каждый живописный слой хорошо просушивается и покрывается лаком. Готовая коробочка с живописью и оформлением лакируется несколькими слоями лака, а затем полируется на специальном полировочном станке или вручную. Это последний этап, после чего лаковое изделие приобретает законченный вид.
источники- http://rustrana.ru/article.php?nid=2710&sq=19,26,381,760&crypt=