Бакст
Лев Самуилович -
живописец. Родился в Гродно в 1866 году, учился в гимназии, был вольнослушателем
в Академии Художеств; довершил свое художественное образование за границей. В
первых своих работах Б. не свободен от подражательности; сначала он работает в
духе
Влад. Маковского,
затем увлекается Фортуни и Менцелем, современными англичанами и французами и,
наконец, принимается за строгое изучение форм старых мастеров. В начале
художественной деятельности, в девяностых годах, Б. несколько лет подряд
выставлял в "Обществе Акварелистов" небольшие головки и пейзажи. Первой крупной
и серьезной его работой, не без влияния Менцеля, является картина: "Адмирал
Авелан в Париже" (1894). С середины девяностых годов Б. примыкает к кружку
художников и писателей, объединившихся вокруг
С.П. Дягилеваи
Александра Бенуа.
В 1898 году Б. выставляет на первой выставке русских и финляндских художников,
устроенной С.П. Дягилевым, а с 1899 года принимает постоянное и деятельное
участие в выставках "Мир Искусства"; до 1910 года участвует в выставках "Союза
русских художников"; в 1909 году выставляет свою картину "Terror Antiquus" в
"Салоне". В 1906 году Б. участвует в организации русской художественной выставки
(Exposition de l'art russe) в Париже и декорирует выставочные залы по своим
рисункам; с того же года состоит членом выставок "Salon d'Automne" в Париже. Еще
ранее, с 1899 года, Б. принимает участие в выставках "Secession" в Мюнхене,
выставляет в Праге и в Вене, в Берлине и Венеции, в 1910 году на международной
выставке в Брюсселе и в галерее Bernheim в Париже, в 1911 году на международной
выставке в Риме. Талант Б. чрезвычайно разносторонен. По словам М. Волошина, Б.
"с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье,
рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого
века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени,
компонирует декорации к "Ипполиту" и в широкой панораме изображает гибель
Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство
эпохи видящим внешние формы и лики жизни". У Б. есть хорошие итальянские и
английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он
достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: "Мир Искусства",
"Золотое Руно", "Аполлон" и в других изданиях по художественной форме и
благородству линий являются образцами современной графики; Б. не чужд и сатиры:
он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах "Жупел", "Адская почта" и "Сатирикон".
Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием
портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и
Андрея Владимировичей,
И. Левитана,
Александра Бенуа, графини Келлер,
В. Розанова,
Андрея Белого,
г-жи Коровиной, С.П. Дягилева,
Зинаиды Гиппиус,
К. Сомова,
Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие
русский быт начала XIX века. Выдаются также его "Императрица Елизавета Петровна
на охоте" (1903), "Коппелиус" (1909), очень интересно написанный "Ужин" (1903) и
два панно: "Осень" (1906) и "Элизиум", эскиз занавеса (1906). Ярче всего
выразился талант Б. в его театральных постановках; они поражают богатством и
силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он
обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные
археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения,
поэзии драмы (Александр Бенуа). В театральных постановках Б. чрезвычайно
разнообразен: строги и стильны его античные трагедии: "Ипполит" (1902) и "Эдип в
Колоне" (1904), изящны его балеты "Фея Кукол" (1903) и "Карнавал" (1911),
живописны "Саломея" (1909) и "Вакханалия" (1909). Наибольшей красоты и силы Б.
достиг в своих театральных постановках в Париже, где, по предложению С.П.
Дягилева, ставил в 1909 году в театре Chatelet балет "Клеопатру", в 1910 году в
Большой Опере балеты "Карнавал" и "Шехеразаду", в 1911 году снова в Chatelet
балет "Нарцисс". Эти постановки вызвали восторженные отзывы парижской
театральной и художественной критики своей сказочной роскошью, утонченной
изысканностью костюмов, новыми и смелыми сочетаниями красок. В 1911 году Б.
поставил в Париже "Le martyre de St. Sebastien", мистерию Габриель Д'Аннунцио. В
композициях Б. часто видны греческие мотивы, например в "Vision Antique" (1906),
"Креон" (1906) и "Антигона" (1904). Он много занимается архаикой. В 1907 году он
посещает Грецию и Крит и привозит оттуда огромный художественный материал; в
1909 году выставляет свою громадную картину "Terror Antiquus" с архаической
Афродитой на первом плане, а в 1910 году - "Дорогу в Аид". Свои взгляды на
взаимоотношения современного искусства и древности Б. высказал в статье: "Пути
классицизма в искусстве" ("Аполлон", 1909 год, № 2 и 3). Большая часть
произведений Б. находится в частных коллекциях в России и за границей; в
Третьяковской галерее в Москве имеются его пейзаж "Вечер в Алжире, "Элизиум",
эскиз занавеса для театра Коммиссаржевской, портреты В. Розанова,
Балакиреваи
Ляпунова;
в музее императора
Александра IIIв
Петербурге - портрет Александра Бенуа, несколько головок и портрет В. Нувеля. -
См. М. Волошин "Архаизм в русской живописи" ("Аполлон", 1909 год, № 1); Вячеслав
Иванов "Древний ужас" ("Золотое Руно", 1909 год, № 4), 33 снимка с произведений
Л.С. Бакста ("Золотое Руно", 1906 год, № 4); С. Маковский "Страницы
художественной критики", т. II; Александр Бенуа "История русской живописи в XIX
веке"; его же "Русская школа живописи" (1904). С. Ростовцева.