Домой Старое кино Журналы Открытки Музыка Сестры Берри Грампластинки Сборник эстрады 60-х
Модные 60-е История мировой моды Braun & Schneider История детской одежды
Дамский журнал
Жизнь его "Библиотеки для дамского туалета" оказалось весьма короткой, как, впрочем, и многих других ранних женских журналов. Издания закрывались из-за отсутствия подписчиков, а соответственно и денег. Первым долгожителем оказался "Дамский журнал" князя П.И. Шаликова. Он выходил в течение 10 лет! О чем же писали женские журналы позапрошлого века? Самое удивительное, что о том же - о любви, чувствах, отношениях, семье, моде, литературе… Женские журналы появились в период торжества "сентиментального направления в литературе". Да и когда же им было появляться? Ведь женщина в культуре всегда связывалась с чувствами, переживаниями, интимным кругом жизни. Именно сентиментализм произвел настоящую революцию в литературе, и стало возможным открыто писать о любви, ее радостях и страданиях. Чувства задвинули на второй план разум и долг.
Несмотря на то что издателями и редакторами первых женских изданий были
мужчины, журналы всячески превозносили и восхваляли слабый пол. В первом же
номере "Журнала для милых" (1804 г.) читаем:
"Женщины - самое милое, любезное, можно сказать,
божественное творение; без женщин мы бы не могли существовать. Женщины –
творение, любимое всею природою. Если женщина имеет худой, испорченный нрав,
кто тому причиною? Мужчины! Им мудрено ли превратить кроткого агнца в тигра.
Божественное творение иначе не могло создаться, как с ангельским нравом".
Помимо пламенных дифирамбов прекрасному полу журналы публиковали разнообразные любовные истории, события которых происходят на экзотическом Востоке, в античной Греции или в псевдоисторические времена. Причем сказки не всегда заканчивались хэппи-эндом. Разгневанный хан убивает
Женские журналы всячески стремились завоевать сердца своих читательниц,
приглашая их к авторству и публикуя от лица женщин произведения, написанные
мужчинами.
"Сердце ты меня учило Полюбить и разлюбить; Я любила, разлюбила, Научи же не любить".
Большинство поэтических творений описывают страдания безответной или
потерянной любви.
"Люблю жестокого я страстно, Люблю и сердцем и душой, Но я люблю его напрасно; Увы! Пылает он к другой."
Раздел
"Моды"
появился еще в журнале Новикова, а потом стал обязательным во всех изданиях
для женщин. Интересно, что даже "Вестник Европы" (нейтральный информационный
журнал) в начале XIX века начал публиковать "Моды", видимо желая привлечь
увеличившуюся женскую аудиторию.
Обычно раздел мод переводился из французских журналов и представлял собой подробное описание разнообразных нарядов. К текстам прилагались картинки - черно-белые гравюры, иногда раскрашенные вручную.
В "Дамском журнале" 1806 года читаем:
"Париж. В спектаклях видят много черных бархатных шляп, тисненых и гладких, с розовыми очень короткими перьями". "Ничего нет лучше для неглиже, как капот атласный синий на белой подкладке с белою опушкою, фасону обыкновенного; очень приличным находят капоты белые вкось полосами из широких лент". Как и сейчас, иногда модницам приходилось жертвовать своим комфортом ради красоты: "Белые шелковые чулки в необходимой моде, хотя б грязь покрывала все улицы!" Помещались и заметки о мужской моде: "Молодой человек – сиделец ли он или купец - не смеет ныне повязать себе на шею красный платок с желтыми цветами!" Тут же какие-то модные новинки критиковались: "Опахала составлены из разных косточек; дурные для маханья". Тем не менее "Дамский журнал" предупреждает читателя: "Тебе известно владычество моды. Глупость произвела ее на свет, а благоразумие усыновляет… В больших городах хотят лучше быть смешными по моде, нежели казаться странными, одеваясь на свой вкус, – особливо женщины, которым воспитание не дает твердости характера". Удивительно, но этот совет остается актуальным и через 200 лет. Женские журналы мод
Журналы мод – «лучшие друзья девушек», своего рода женский фетиш, без которого немыслима современная жизнь. Капризная и непредсказуемая мода постоянно меняется, а интерес к ней остается неизменным. Как мода с подиумов приходит в нашу жизнь? Что сейчас модно носить, какой вещи отдать предпочтение, придя в магазин за обновкой? Об этом рассказывают модные журналы, являющиеся, самыми доступными трансляторами модных тенденций. Они доносят до нас все реалии современности и, сохраняя на своих страницах особые приметы каждой эпохи, представления об эталонах красоты, постепенно становятся частью истории. А мужчинам, снисходительно посмеивающимся над «чисто дамским увлечением», следует напомнить, что именно они и явились первооткрывателями мира «глянца», создав когда-то, очень давно, первые печатные издания, ставшие прообразом женских журналов. Первые своеобразные журналы мод появились в 17 веке. До появления модных журналов туалеты демонстрировали наглядным способом - при помощи большой и малой Пандор, восковых кукол в половину или четверть человеческого роста. Сначала на них надевали модные туалеты и выставляли для всеобщего обозрения в парижском магазине на улице Сен-Оноре. Большая Пандора демонстрировала парадные платья, Малая - утреннюю домашнюю одежду, так называемое «неглиже». Затем манекены отправляли в европейские столицы задавать модный тон. Есть сведения, что когда кукол перевозили из одной страны в другую, воюющие стороны на время прекращали военные действия. По сей день, знаменитые Пандоры хранятся в парижском музее Гальера (музей моды).
В 1672 году
во Франции начал выходить журнал литературно-критического содержания «Mercure
galant» («Галантный Меркурий»). Привилегия на его издание была выдана лично
королем Людовиком XIV Жану Донно Де Визе, литератору, журналисту и
преуспевающему издателю. В первые годы «Mercure galant» выходил нерегулярно, но
с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным.
Постепенно с
конца 17-го века издания с гравюрами, изображающими модную одежду, стали прочно
входить в жизнь людей. А первые настоящие журналы о моде возникли во второй
половине 18-го века, вызвав огромный интерес публики. Именно тогда начал
формироваться рынок моды, рождаться новые идеи и имена. В 19-м веке подобных изданий становится все больше и больше. С 1890 года некоторые журналы начинают использовать фотографии, постепенно заменяющие гравюры и акварели. Появление женских журналов в России ознаменовано выпуском «Модного ежемесячного издания или библиотеки для дамского туалета». Создателем этого опуса был мужчина, писатель и просветитель, издатель многих русских журналов Николай Новиков. В журнале, состоящем в основном из литературных материалов, преобладала характерная для Европы интонация мужского восхищения слабым полом. Это было развлекательное чтиво для женщин, с обилием стихов, поэм, переводов модных авторов, анекдотов, кроме того, в журнале присутствовали страницы мод и подборка любопытных фактов. В виде приложения выходили картинки мод с подписями на русском языке: «Щеголиха на гулянье», «Раскрытые прелести» и т.д., в которых улавливается чуть ироничный тон издателя. Эти странички,
считаются образцом русской модной иллюстрации того времени.
В 1804 году М.Н. Макаров - русский писатель и журналист издает «Журнал для милых» - первый в России женский журнал, в котором печатаются псевдоисторические повести в духе сентиментализма, мемуары и прочие литературные изыски. Есть в нем место и для размышлений на тему женской моды. В1808 князь П.И. Шаликов выпускает журнала «Аглая», в котором печатаются стихи, басни, эпиграммы, проза, появляются ноты и зарисовки о моде. А затем, в 1823 г. - «Дамский журнал» с публикациями новинок парижской моды. Появление первых цветных иллюстраций привлекает к этому изданию женщин из аристократических семейств. В 19 веке в России появляется все больше и больше женских журналов - «Московский Меркурий» (1805), «Ваза» (1832) – «литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделий», «Магазин Мод и Рукоделья» (1851 г.), «Лучи» (1850 г), «Ласточка» (1859 г.), «Модный магазин» (1861), «Новый русский базар» (1866), «Модный свет» (1868), «Дамский мир» (1907), «Моды для всех» (1910) и многие другие, причем, издают их преимущественно мужчины. Женские журналы были достаточно выгодным коммерческим предприятием. Они носили универсальный характер, в них публиковалось все: от новинок литературы, до советов по домоводству и парижских модных картинок.
Интерес к моде в России был очень большим. Со страниц многих петербургских и московских газет и журналов, своими мыслями на эту тему делились разного рода знаменитости: поэт Андрей Белый, писатель Леонид Андреев, балерина Тамара Карсавина, художник Лев Бакст и многие другие. В первые годы XX столетия тема была настолько популярной, что постепенно способствовала вовлечению в мир моды профессиональных художников, а затем и появлению новой профессии художника-модельера. Со второй половины XIX века многие именитые российские художники иллюстрировали журналы мод. В начале ХХ века искусство модной иллюстрации переживает подлинный расцвет. С наступлением нового века и развитием полиграфии издатели многочисленных дамских журналов стараются сделать свои «детища» наиболее привлекательными и конкурентоспособными, одни из них сделают ставку на только что появившуюся модную фотографию, другие — на графическое искусство и имена популярных художников. В 1900-е годы в петербургских газетах можно было найти информацию, что светские модницы, готовясь к балам, заказывают себе эскизы платьев у известных художников, но не афишируют их имен, так как подобная работа считалась недостойной кисти настоящего живописца. В 1908 году в Москве начал выходить «художественный журнал мод, рукоделий, хозяйства» «Парижанка», а затем журнала мужских мод «Денди», рисунки моделей в них создавали известные московские и петербургские художники.
В Европе в середине 19 века вслед за модными журналами появляются большие магазины готовой одежды. Первый великий кутюрье Чарлз Фредерик Ворт, основоположник высокой моды («от кутюр»), англичанин, работавший во Франции, стремясь привлечь клиентов, впервые показывает модели на манекенщицах. Ворт первым стал создавать сезонные коллекции, задав тем самым моде определенный ритм и заложив основу системы управления ею. Его туалеты появляются на страницах знаменитого французского Le Paravent Rouge – журнале о моде и хорошем тоне. Начало американским «женским изданиям» положил в 1830 г. журнал «Godey’s Lady’s Book» («Женская книжка Годи»), ставший особо популярным среди первых женских журналов Америки. Он публиковал цветные иллюстрации мод, стихи и рассказы сентиментально-нравоучительного содержания, прививал вкус, определял правила хорошего тона. Спрос на этот журнал был очень велик. 1867 год – во Франции выходит легендарный Harper's Bazaar – журнал, ставший законодателем стиля и путеводителем по миру моды и роскоши.
1886 год. Америка. В Нью-Йорке появляется своя легенда – Cosmopolitan, журнал для высшего общества. Издание несколько раз меняет хозяина, пока в 1905 году его не выкупает Вильям Рэндольф Херст, делающий Cosmopolitan настоящим литературным журналом. На его страницах впервые печатались рассказы Хемингуэя, Моэма, Фолкнера. Но в 60-х читатели стали терять интерес к Cosmopolitan. И тогда Хелен Герли Браун, автор нашумевшей книги «Секс и одинокая женщина», предложила компании Херста создать женский журнал, адресовав его молодым женщинам, «идущим в ногу» с современной модой. Новое звучание журнала вновь привлекло к нему внимание читателей и рекламодателей, которое не ослабевает и по сей день.
1892 г – рождение еще одной американской легенды - журнала Vogue. Это был еженедельник, рассказывающий о новостях моды и общества, отражающий стиль жизни высшего общества Америки. Издание, воспевающее роскошную жизнь, задало определенный вектор развития многим последующим журналам, пишущим о моде. На страницах Vogue впервые появились постановочные съемки, говоря современным языком – фотосессии, а не просто манекенщицы, демонстрирующие модные туалеты. В конце 19-го начале 20-го веков модных журналов становится все больше и больше. Наряду с прославленными изданиями, появлялись журналы, выходившие небольшим тиражом, век которых был недолог - самые известные из них «Gazette du Bon Ton», «Le Trait parisien», «Art Gout Beaute».Одни из них предназначались модной публике, «Vaniti Fair» (1913 г.), издающийся и по сей день, другие простым домохозяйкам и рукодельницам. Среди них «Le Petit Echo de la mode, (1880 г.), «le Jardin des Modes» (1923 г.), «Modes et Travaux» (1919 г.) и многие другие. Эти журналы рассказывали, как сшить или связать модную обновку. Появились модные журналы и для мужчин, рекламирующие одежду на все случаи жизни.
В 20-е годы на французский рынок «приходит» американский Vogue, и очень быстро завоевывает популярность. Но и сама Франция не отстает. В «свет выходит» L'Officiel de la couture - старейший из ныне существующих французских модных изданий, он появился в Париже 1921 году, а в 1938 году стал первым журналом мод, опубликовавшим цветные фотографии. 1937 появляется Marie-Claire, журнал, посвященный не одной лишь моде, а предлагающий разнообразные рецепты красоты, светские и культурные новости, читательскую почту и пр. Успех издания был оглушительным. В 1945 года выходит новый французский журнал Elle, первые экземпляры которого мгновенно расходятся среди модной публики. 20-е и 50-е годы 20 столетия, считаются «золотым веком глянца». Расцвет индустрии всевозможных женских журналов был связан в первую очередь со стремительным процессом развития буржуазной культуры, модернизацией печатных технологий, а, следовательно, и снижением стоимости издаваемой продукции, уменьшением времени на доставку номеров, расширением читательской аудитории, за счет, более общего содержания изданий. Такие изменения в процессе производства и продажи, превратили журналы в необычайно популярный и доступный, массовый тип СМИ. Росли тиражи; повышалось качество иллюстраций, что делало журналы очень привлекательными как для рекламодателей, так и для читательской аудитории.
А что происходит в это время в Советской России? 8 марта 1914 года по инициативе В.И.Ленина начинает издаваться первый советский журнала для женщин «Работница». Этот общественно-политический и литературно-художественный ежемесячник выходит в Петербурге тиражом 12 тыс. экз. «Работница» - первый большевистский массовый легальный журнал, ставивший своей целью защиту интересов женского рабочего движения. Издание временно прекращает работу из-за полицейских преследований. И вновь появляется в 1917 году как еженедельный журнал ЦК РСДРП (б). В период Гражданской войны журнал вновь перестает выходить и возобновляется в январе 1923 года. А в 1922 году
появляется второй знаменитый советский журнал - «Крестьянка». Он основан Отделом
по работе среди женщин ЦК РКП (б). Были и другие заметные издания, век которых,
увы, был недолог, например, «Работница и крестьянка» (1932-1941), «Женский
журнал» (1926-1930) и т.д. В этих изданиях печатались статьи на «женские темы»,
журналы воспитывали женщин, небрежно относящихся к своей внешности, телу,
здоровью. В конце 30-х годов появляются публикации на темы гигиены и косметики, а также быта и снабжения, здесь же помещаются рецепты, советы хозяйкам, реклама, мода, выкройки женской и детской одежды - обычно, это вкладыш с одной выкройкой, к которой прилагается ее подробное описание. Журнальная реклама чаще всего размещалась на внутренней стороне обложки и представляла собой маленькие «окошечки» с различной информацией. В основном рекламировали услуги сберкасс, книги и журналы, каталоги выкроек, косметические и гигиенические средства. Эти знаменитые и горячо любимые советскими женщинами издания, в которых находилось место и для моды и для идеологии, прошли весь сложный путь нашей страны, пережили сталинскую, хрущевскую, брежневскую и горбачевскую эпохи и сумели «выжить» даже в наше непростое время.
В 1919 г. при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса создаются «Мастерские современного костюма», которые возглавила Надежда Петровна Ламанова (1861-1941) – талантливейший российский модельер рубежа XIX-XX веков, одна из создательниц русского варианта стиля «ар нуво» в одежде, и русской школы моделирования в советское время. 1922 г. при тресте «Москвошвей» открывается Ателье мод, которое должно было стать координирующим теоретическим центром моделирования бытового костюма — прообразом домов моделей в СССР. В Ателье мод должны были разрабатываться как образцы одежды для массового производства, так и модели по индивидуальному заказу. Тогда же был
издан единственный номер первого в СССР модного журнала «Ателье», в работе над
которым приняли участие многие известные художники - Кустодиев, Бакст, Головин,
Грабарь, Юон, Бенуа, Сомов, Мухина, Экстер, Петров-Водкин. Статьи для «Ателье»
писали Ахматова, Городецкий, Сологуб, Эфрос и Шагинян. На страницах журнала
советские модницы смогли полюбоваться фотографиями московских актрис в роскошных
туалетах, не уступающих французским нарядам.
1928 г. начал выходить журнал «Искусство одеваться», в котором печатали модели М.Орловой, Н.Оршанской, О.Анисимовой, Е.Якуниной; как правило, это были платья и костюмы с использованием мотивов народной вышивки. Прекрасно оформленный журнал «Искусство одеваться» был не просто модным, но и «культурно-просветительским» с целым рядом интересных рубрик:
«Парижские письма» — (сообщения корреспондента из Парижа о
тенденциях моды), «Курьезы мод», «Прошлое костюма». Был в журнале раздел «Полезные
советы», где можно было узнать: «Как чистить лайковые перчатки», «Как стирать
тонкие кружева», «Как обновить черные кружева и вуали» и т.д., кроме того, в
нем печатались статьи ведущих модельеров, врачей-гигиенистов, реклама товаров.
В 1929 г. вышел новый журнал «Швейная промышленность», который писал о проблемах массового промышленного производства одежды. Начался этап индустриализации страны. В эти же годы открываются швейные техникумы, школы ФЗУ, швейные факультеты при текстильных предприятиях, которые готовят специалистов для легкой промышленности. После 1929 года все эти журналы больше не выходили. Они и другие журналы мод («Модный журнал», «Моды сезона», «Модный мир», «Моды», «Модели сезона» и пр.) были закрыты за «безыдейность»! 1945 год. Вскоре после победы в Великой Отечественной войне, выходит в свет первый номер «Журнала мод». Многие десятилетия он был главным источником информации о моде в нашей стране. В послевоенные годы трудно купить хоть какую-нибудь одежду, так что было особенно не до моды. Лишь в начале 50-х женственность снова становится актуальной. Правда приобрести хорошие вещи по-прежнему трудно, поэтому одежду чаще всего шили или перешивали, иногда в ателье у портних, а иногда и самостоятельно. В каждой семье обязательно была незаменимая вещь - швейная машинка. Советские
женщины проявляли удивительную изобретательность и в очень непростых условиях
умудрялись хорошо выглядеть. Они старались походить на экранных героинь того
времени и, конечно же, следить за модой. И в этом им очень помогали советские
журналы мод 1950 – 1960-х годов («Модели сезона», «Модели одежды» «50 моделей
ГУМа) и журналы социалистических стран, преимущественно с рисованными моделями
костюмов и аксессуаров, а позже в 70-е годы уже с фотографиями. Сейчас нам доступны любые журналы. Что читать, какое издание выбрать в качестве модного путеводителя, каждый решает сам. Критерием являются лишь личные пристрастия. И как бы скептики не относились к модным журналам, они все равно будут сопровождать нас всю жизнь, и, наверное, не найдется ни одной женщины, которая не заглянула бы в такой журнал хоть «одним глазком». А когда-нибудь современные журналы о моде, попав в руки представительниц новых поколений, расскажут им о временах мам и бабушек.
источник- http://www.casual-info.ru/krasota/basic_leaving/detail.php?ID=1294
Дореволюционные дамские журналы
Журнал "Вестник моды" 1907 год (Россия)
Журнал "Вестник моды" 1926 год
...До революции представление о том, какой должна быть одежда, что и куда следует носить, формировалось журналами мод, которые предназначались для представителей городских сословий — мещан, дворянства; в крестьянской среде бытовыми практиками в большей степени управляли традиции. Новая власть пересматривает каждую частицу повседневной жизни и материального мира царского режима в соответствии с марксистской доктриной устройства жизни. Согласно этой доктрине, вещи должны быть доступны и «понятны» каждому человеку: «Наша “мода” должна быть простая, удобная, легко выполнимая, не дорогая, доступная работнице по ее заработку и, прежде всего, должна отвечать требованию одежды вообще, то есть должна защищать человека от холода, пыли, грязи и т. п., сохранив изящество» ...Идее рационализации подвергается не только мода, но и красота. Мода и красота сводятся к рациональности, в ином случае они расцениваются как «обман», «короста» на вещах или теле. В статье «Юные работницы строят новый быт» отмечается, что девушек-работниц особо интересует вопрос о том, «можно ли пудриться и мазаться»? Постановили: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой» . Предполагается, что «при повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется» . Критическое отношение к красоте тела и внешности, которое прослеживается в приведенных цитатах, является эхом советских идеологических лозунгов первых лет, когда стремление к телесной красоте рассматривалось в большей степени как буржуазное, несоветское явление, потому что оно представляет собой приукрашивание действительности и устанавливает приоритет видимости над сущностью: «Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную» . В концепции красоты 1920-х годов основным императивом выступали категории «естественность», «неподмалеванность», «здоровье» и «гигиена».
источник- http://www.vintagestory.ru/fashion_magazines/vestnik_modi/1926
Модели ГУМа (Чертежи кроя) 1958 год
источник- http://www.vintagestory.ru/fashion_magazines/modeli_chertezhi_kroya/1958 |