Домой Кино Журналы Открытки Мода Музыка 60-х Страницы истории Фото Юмор Музыкальная классика
История русского цирка
Дуровы Лазаренко Поддубный Заикин Клеменс Буль
Цирковая династия Дуровых
Владимир
Леонидович Дуров основатель цирковой династии
Наталья
Юрьевна Дурова художественный руководитель, генеральный директор ГУК "Театр "Уголок дедушки Дурова"
|
Наталья Юрьевна Дурова
Наша современница – народная артистка СССР Наталья Юрьевна Дурова – достойная продолжательница замечательной династии Дуровых. Международная академия астрономии назвала ее именем звезду в созвездии Овна, поскольку родилась она именно под этим знаком Зодиака. Она много путешествует по разным странам с питомцами из своего единственного в мире и необыкновенно артистичного коллектива – Театра Зверей, в составе которого сегодня насчитывается 750 четвероногих и пернатых, из них 150 – крупные животные. Среди них три слона, три верблюда, бегемот, зебу и 48 элитных лошадей. После завершения гастролей она всегда возвращается домой, ибо считает, что роднее своего дома, народа и России у нее ничего нет. Наталья Дурова родилась в цирковой семье, и поэтому в детстве у нее были не игрушечные, а настоящие лошадки, собачки, сурки и другие "четвероногие" артисты, с которыми девочка проводила все свое свободное время. В четыре года она впервые вышла на арену, показав зрителям результат самостоятельной дрессировки – номер с маленьким серым пони. С тех пор цирковая арена стала ее вторым домом, и сегодня, когда известная всему миру дрессировщица отметила свое 70-летие, получается, что ее трудовой стаж уже перевалил за 66-летний рубеж. Все Дуровы отличались паранормальными способностями, поэтому не удивительно, что о феноменальных магнетических и гипнотических способностях Натальи Дуровой, об умении быстро и точно находить "общий язык" с братьями нашими меньшими рассказывают легенды. Однажды мне довелось стать свидетельницей одного такого интересного "диалога". В Москве проходило открытие художественной выставки в галерее "Китайгородская стена" на Варварке. По традиции гостей встречал сокольничий с живой птицей на руке. Несколько приглашенных были очарованы красотой молодого сокола и пожелали сделать фотографию, разместившись поблизости. А кому-то даже удалось осторожно "замереть" позади птицы, которая была явно недовольна этим обстоятельством и постоянно крутила головой, пытаясь разгадать намерения незнакомого ей человека. Фотограф щелкнул вспышкой и сделал несколько снимков, но когда гости отправились рассматривать картины, не утерпел и попытался погладить сокола. Возмущенная птица больно клюнула "обидчика", оставив на его руке небольшой, но памятный … кровавый след. Немногочисленные свидетели вскоре совершенно забыли об этом неприятном событии, поскольку началось торжественное открытие вернисажа… Наталья Юрьевна Дурова немного запоздала и появилась уже после открытия выставки. В это время гостей пригласили пройти на экскурсию по Китайгородской стене, и знаменитая дрессировщица с удовольствием присоединилась к группе. Но едва увидев сокола, она тут же направилась к нему. "Мне нужно поздороваться с птичкой", – торжественно объявила она, после чего ласково поприветствовала "пернатого друга", спокойно погладив его, словно перед ней был не сокол, а обыкновенный воробей. Ко всем животным – рыбам, птицам, рептилиям – она относится с любовью и пониманием, и они, как правило, тоже отвечают ей взаимностью, воспринимая как хорошего и доброго друга. И дело не только в том, что у Натальи Дуровой довольно сильное биополе, просто в глазах дрессировщицы нет страха и боязни, звери чувствуют эту доброту и отвечают ей тем же. Питомцев в своем театре она величает артистами. А шимпанзе Яшу и вовсе считает своим вторым "сыном". В его паспорте так и записано: Яков Натальевич Дуров, девичья фамилия – Шимпанзе. Кстати, сама Наталья Юрьевна родилась в год Обезьяны. Может быть, поэтому она смогла так быстро найти общий язык с "четвероногим артистом", который теперь стал ее любимцем. Кстати, специалисты Института мозга человека РАН насчитали у него более ста человеческих движений. Первая встреча с "мамой" произошла, когда Яше еще не было и девяти месяцев. Кто-то привез маленькую обезьянку в качестве игрушки для своих детей, но, как это часто бывает, людям несведущим в дрессировке, было сложно совладать с капризным, непокорным и диким животным, и шимпанзе "от греха подальше" "сдали" в Сухумский питомник. Но фортуна все же улыбнулась ему, и Яша оказался в театре Зверей. Наталье Дуровой удалось совершить настоящее чудо, сделав "из обезьяны человека", потому что сейчас Яшу трудно воспринимать как обезьяну: он умеет сервировать стол, с радостью моет пол, обязательно целует руку дамам и всегда способен защитить свою "маму". "Яша – это личность, – рассказывает Наталья Дурова, – однажды он меня спас. Во время спектакля у меня вдруг потемнело в глазах, я ощутила сильную боль в сердце и поняла, что теряю сознание. Яша понял, что мне плохо, подхватил и посадил меня на стул, а сам в это время … продолжал работать и блестяще завершил номер". Сейчас в театре существует множество цирковых номеров, в которых выступает Яша. Например, в одном из выступлений он закуривает папиросу и звонит по мобильному телефону в редакцию "Медицинской газеты", докладывая о том, что "живая" антиреклама проведена. В другом номере он лихо играет на гитаре, пародируя отечественную группу "Ногу свело", что приводит в восторг российскую публику. В преддверии наступления нового века Яша сумел покорить и американских зрителей. Выступление театра Зверей проходило тогда в Нью-Йоркском театре "Миллениум", а затем и в других городах США. Специально для американской публики был придуман номер, в котором Яша играл на саксофоне, причем именно на той модели музыкального инструмента, на которой когда-то играл Бил Клинтон. А на недавнем праздничном представлении в Москве Яша выступил в роли… инвестора, прилетевшего из Африки. В деловом костюме и с кейсом он "привычно" завтракал за столиком в кафе, демонстрируя публике свое превосходное умение пользоваться столовыми приборами. Обычно все сценарии к спектаклям Наталья Дурова пишет сама. Это для нее дело привычное, поскольку после войны она закончила школу и поступила в Литературный институт имени А.М. Горького. А после окончания вуза стала автором множества книг, в которых рассказывала не только о цирке и о поведении зверей и птиц, но и о своей жизни, полной приключений и опасностей. "Многие сегодня не понимают такого риска, – рассуждает дрессировщица. – А я до сих пор остаюсь легкомысленной, как девчонка, и могу легко поделиться своим легкомыслием с каждым. Бальзак, говорил, что старость – это потеря легкомыслия. А это значит, что старость мне не грозит". Наталья Юрьевна всегда подмечает в животных их природные способности, используя их затем в цирковых номерах. Удивительная дружба между бегемотом Мушкетером и слонихой Машей покорила дрессировщицу, и к своему юбилею было решено… сыграть их свадьбу. "История эта началась три года назад. Именно тогда руководство Кенигсбергского зоопарка приняло решение сделать подарок нашему театру в виде маленького бегемота, – вспоминает Наталья Дурова. – Но это приобретение не обошлось без недоразумений. Вместо бегемотихи Мухи, которую зоопарк должен был переправить в Москву, через два месяца был отправлен "малогабаритный БМП": в клетке оказался подрастающий самец. Бегемотика назвали Мушкетером и решили оставить в театре, поскольку он понравился нашим дрессировщикам. Мушкетера разместили в клетке смежной с вольером слонихи Маши. В итоге они подружились, и "Муха" стал кумиром Маши. Это понятно, ведь животные, равно, как и люди не могут быть одинокими и обязательно ищут себе кумира. Теперь перед каждым выходом на сцену Мушкетер подходит к ней, а она его гладит и чистит. Маша нашла лазейку в его вольер и теперь, когда я даю ей еду, подкармливает Мушкетера своим сеном, яблоками, бананами. Наблюдая за этими трогательными отношениями, мы решили к юбилею сыграть свадьбу". В цирке много молодых питомцев, но здесь никогда не забывают и про "стариков", ведь животные, так же как и люди, очень мучительно воспринимают "отлучение от арены" по временной нетрудоспособности или по возрасту. Все знают истину: если человек не работает, то он "опускается", а если не востребовано животное, вся жизнь которого прошла на сцене, то оно погибает. "Мы это прекрасно понимаем, именно поэтому всегда помним про наших "ветеранов", – говорит Наталья Юрьевна. – Каждый месяц в театре проходит генеральная репетиция всех животных-ветеранов, а затем мы даем несколько больших представлений, вход на которые – бесплатный. И поверьте мне, для каждого животного участие в таком представлении – это счастье". При колоссальной нагрузке Наталья Дурова сохраняет бодрость духа и всегда "в хорошей форме", потому что верит в российскую землю, на которой родилась и, невзирая на свой солидный трудовой стаж, даже не помышляет о том, чтобы покинуть сцену, продолжая работать, пока есть силы, так же, как и ее предки, – искренне и честно служить Отечеству!
источники-
http://www.russedina.ru/frontend/print.php?id=6435
http://www.ugolokdurova.ru/dynasty.html
http://www.durova.org/pres/33.html