Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...

 

 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

 

  Форум    Помощь сайту     Гостевая книга

 


 

«Рвала душу». Нашу певицу в Югославии любили и короли и коммунисты

 

ЯНЧЕВЕЦКАЯ (ВИНОГРАДОВА) ОЛЬГА ПЕТРОВНА (OLGA JANCEVECKA) (1890-1978) – югославская исполнительница русских песен и романсов родилась в Брест-Литовской крепости (ныне – Брест). Отец – Петр Михайлович (военнослужащий), мать – Варвара Помпеевна. Ольга рано потеряла отца и уже в 1905 году самостоятельно переехала в Санкт-Петербург, где работала швеей, а потом перешла в типографию. В 1909 она вышла замуж за редактора Василия Янчевецкого, который впоследствии стал известным советским писателем Василием Яном. В 1910 году состоялось ее первое выступление в кругу семьи, что положило начало вокальной карьере, благодаря друзьям мужа, вскоре она выступала в цирке под псевдонимом «графиня Елена Рокк». Затем муж Ольги переезжает в Турцию, она едет за ним, но вскоре возвращается в Россию, сначала живет в Севастополе, а затем переезжает в северную столицу. В 1911 году у певицы родился сын Михаил. В 1915 году Ольга Янчевецкая поступает в Драматическую школу Петровского, ее преподаватели – артист императорского театра Павел Андреевич Петровский и Шмидт, муж актрисы Полевицкой. Учась в  Драматической школе, Ольга обучается параллельно в частной оперной школе итальянской примы Вирджинии Домельи. В 1917 году директор музыкальной драмы пригласил Янчевецкую в студию театра, она должна была петь главную партию в «Кармен», но из-за революции планам не суждено было осуществиться. Сначала певица переезжает в Севастополь, а затем в Румынию. Новый, 1918, год она со всей своей семьей встретила в Петрограде. В начале 1918 года Ольга Петровна переезжает в Харьков, потом в Севастополь, здесь она выступает на эстраде. Началась оккупацию территорий немцами и певица потеряла связь с мужем и сыном, сама она в конце 1920 года приехала через Стамбул в Сербию. Очень скоро Ольга уже выступала на сцене в Белграде, пела на радио, снималась в кино, пела в престижном ресторане «Казбек». Вестей от семьи не было, поэтому через некоторое время Янчевецкая вышла замуж за юриста Юрия Азбукина, с которым прожила до 1969 года. Он стал ее персональным аккомпаниатором и аранжировщиком. В 1970 году певица приезжала в Москву, чтобы увидеться с сыном, муж скончался в 1954 и они не свиделись. В 1970-х годах Ольга Янчевечцкая снималась в кино, в 1975 и 1977 записала несколько пластинок, так же ее пластинки выходили в США изданные компанией «Request»». Ольга Петровна Янчевецкая скончалась на восемьдесят девятом году жизни, до последних дней выступая на эстраде, на радио и телевидении. В Югославии в 2000-х годах о певице написана книга, снят фильм.

 

Михаил Дюков http://www.blatata.com/biografii/bio28/9962-olga-jancheveckaja.html  

 


 

 

Ольга Янчевецкая песня "Шарабан"

 

 

 

 

Эмигрантка из России стала в Югославии звездой, о которой помнят даже сейчас, когда самой Югославии не существует. Может, пришло время вспомнить о певице и на родине. Недавно по сербскому ТВ прошёл сериал, где одной из героинь была русская певица Ольга Янчевецкая. До этого в Белграде о ней выпустили книгу.

…Президент Югославии, а по совместительству председатель югославской компартии, один, без охраны пожаловал в белградский ресторан «Скадарлия». Шефа зала чуть удар не хватил. Он закричал: «Прекратить музыку. Тишина!» Но Тито сердито сказал: «Нет-нет! Я специально пришёл послушать пение Ольги. Продолжайте». С того вечера глава государства не раз приходил послушать «королеву романса». Ольге Петровне Янчевецкой было за 60 лет, но редкие вокальные данные, по словам очевидцев, она сохранила до последних дней: «Когда пела Янчевецкая, официанты не обслуживали. Мухи боялись пролететь!»
…В её сердце жила боль: от утраты России, которую она покинула в 1920 году, и потери близких - революция разлучила её с мужем и ребёнком. Она ничего не знала об их судьбе. Легче становилось лишь на сцене - зато в зале плакали мужчины: «Душу рвёт!» И даже если она пела удало-залихватскую песню, хотелось не танцевать, а раскрошить дорогой хрустальный фужер. И крошили, а директор ресторана говорил: «Ольга Петровна, фабрика хрусталя обязана назначить вам пенсию». Какая пенсия? Она выходила на сцену до последних дней, то есть до 88 лет.

 

Ей 80, ему 50

 

…С князем Андреем Гордениным, хранителем архива певицы, мы встретились в Белграде. Он доверил корреспонденту «АиФ» личные документы Янчевецкой и свёл с журналистом Костой Дмитриевичем, автором книги «Королева русского романса»: «Госпоже Ольге было, как мне сейчас - за 70 лет, когда я, будучи молодым журналистом, стал записывать её воспоминания. Но я и представить не мог, что главное событие в жизни певицы - впереди. Вскоре после нашего знакомства певица узнала, что в СССР живёт её сын. Они разлучились во время революции, когда мальчику было 4 года. В эмиграции Ольге сообщили, что её муж, журналист Василий Янчевецкий, и сын Миша погибли. Но точных сведений не было. И вот спустя полвека знакомые прислали письмо с вырезкой из советской газеты. В ней говорилось, что умер известный писатель, автор романа «Чингиз-хан», лауреат Сталинской премии Василий Янчевецкий (известный под псевдонимом Василий Ян). Его сын Михаил благодарит всех, кто высказал соболезнования. Ольга прочла это и упала в обморок посреди комнаты. В 80 лет она отправилась в Москву к своему единственному ребёнку, ведь больше у неё не было детей. Сын встретил мать на вокзале, обнял и прошептал: «Теперь я верю, что Бог существует». Через год, в 1973 году, уже Миша приехал в гости в Белград. Я организовал для Ольги и её сына поездку на машине по Югославии. Однажды мы остановились рядом с усыпальницей югославских королей. Ольга попросила книгу отзывов и долго-долго писала, какие замечательные люди здесь покоятся. Я предостерёг: «Ольга, ведь сейчас у власти коммунисты». - «Я была лично знакома с королём Петром Карагеоргиевичем и ценю то, что его сын, король Александр, с любовью принял в королевстве Югославия сотни тысяч русских эмигрантов».

 

Пуля на память

 

Революция разлучила
Ольгу с мужем и сыном...

В архиве певицы сохранились её воспоминания о прибытии в Югославию: «На берегу наш корабль с беженцами встречали толпы жителей, крича: «Да здравствует мать-Россия!». Певица приехала без копейки денег, в саквояже лежал лишь сценический наряд боярыни. Группа эмигрантов создала музыкальный театр, в котором Ольга сразу же стала «гвоздём программы». Летом театр гастролировал по островам Адриатического моря на утлом судёнышке. Ольгу страшно рвало - морская болезнь. Перед последним концертом певица наотрез отказалась ступить на палубу. «До места можно добраться на лошади, - сказал местный житель. - Только коня у нас нет. Зато сколько угодно ослов. Правда, ни одна наша женщина не сядет на осла, особенно в такую дальнюю дорогу». Труппа с мольбой взирала на недавнюю солистку Петербургского императорского музыкального театра, обладательницу изысканного меццо-сопрано. «Ольга Петровна, голубушка, из любви к искусству!» Ольга вскарабкалась на осла…

Вскоре Ольга начала сольную карьеру. Она пела романсы в ресторане в Загребе: «Непросто было решиться работать в ресторане, но я видела, сколько русских генералов трудилось курьерами». Певицу осаждали поклонники, один из них, не дождавшись взаимности, выстрелил в Ольгу: «Я чудом не пострадала. Молодого человека скрутили, а служащие ресторана разыскали на полу пулю: «Возьмите на память. Мы счастливы, что она не убила вашу божественную песню».

 

Юрочка

 

Янчевецкая перебралась в Белград. Здесь её концерты передавали в прямом эфире по радио. За Ольгой окончательно закрепилась слава «королевы романса».Мужа она больше так и не увидела. А с сыном встретилась через 50 лет. Она играла в национальном театре, снималась в кино, выступала в ресторане «Казбек», куда пускали публику только в вечерних туалетах. Ежедневно певица получала предложения руки и сердца. В такие моменты она кивала в сторону своего аккомпаниатора - Юрия Азбукина. Он прибыл в Югославию на том же пароходе, где с первого взгляда влюбился в Ольгу. Юрочка, именно так во всех письмах певица обращается к мужу, стал для неё душевным доктором. Только он мог успокоить Ольгу, когда накатывала тоска.
В конце жизни певица горько заметила: «Судьба подарила мне весть о сыне, но тут же отняла другого близкого человека - Юрочку. У мужа случился инсульт, он лежал парализованный. Я разрывалась между больным супругом и желанием скорее увидеть Мишу. Бедный Юрочка боялся, что я брошу его из-за сына. Как он мог такое подумать? Чтобы заработать денег на профессоров, в свои почти 80 лет я выступала больше, чем в молодости».
Целый год Ольга боролась за жизнь мужа, но он «по миллиметру умирал». Ольга Петровна пережила Юрочку на десять лет. Её не стало в 1978 году. На похороны успел приехать Миша. Свои сбережения Ольга разделила на три части: русской церкви в Белграде; сыну Мише и детской организации в Югославии. А дома в её шкатулке для украшений лежала та самая пуля. Все драгоценности Янчевецкая продала во время немецкой оккупации Белграда. Фашисты предлагали баснословные гонорары, даже специально приехал важный офицер: «Покажите вашу Янчевецкую». - «Я потеряла голос. Надолго», - холодно ответила певица. Ольга очень, очень рисковала, ведь она была русская. В решающий момент певица об этом не забыла.

 

источники- Автор: Мария Позднякова Статья из номера: АИФ №27 от 01 июля 09 http://aif.ru/culture/article/27788  

 

 

 

Cvjeti maja

 

 

 

 

 


 

Ольга Янчевецкая (Югославия)50-60годы

 

 

 

Великолепный и красивый голос Ольги Янчевецкой: она поет русские романсы о любви и разлуке - поет свою боль...


Ольга Янчевецкая

01-Чубчик
02-Калитка
03-Новая деревня
04-Колокольчик
05-Хорош мальчик
06-Эх была не была
07-Все мы были молоды
08-Эх раз пошёл
09-Мимоза
10-Моя рома
11-Сегодня как вчера
12-Голубым цветочком
13-Степь
14-Чёрные гусары
15-На последнюю пятёрку
16-Ах зачем эта ночь
17-Как полосоньку я жала
18-Шарабан
19-Как цветок душистый
20 Ивушка родная
21 Я на горку шла
22 Коробушка
23 Живет моя отрада
24 Не уезжай ты мой голубчик
25 Сквозь дождь и туманы
26 Сулико
27 Выйду я на реченьку
28 Захочу полюблю
29 - Бубенцы
30 -Что мне горе
31 - Очи черные



слушать и скачивать - http://muzofon.com/search/%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%AF%D0%BD%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F 



 

скачать (12.9 MB) Ольга Янчевецкая (радиостанция "Эхо Москвы")

 

 

 

 

 


 

Маруся Сава Молчите же, струны, молчите Old Russian Romance

 

 

 

 

 

 
Маруся Сава, 40-е годы

Маруся выступала приблизительно до 1976 года, в основном по приглашениям из богатых домов на различные торжественные церемонии (дни рождения и тому подобное). Одновременно она работала в качестве секретаря в салоне красоты.

29 октября (11 ноября) 1910 во Владивостоке родилась Мария Ивановна Савицкая (сценический имя Маруся Сава). Отец Маруси, Иван Кузьмич Савицкий, был предпринимателем, подолгу отсутствовал дома; мать — Пелагея Григорьевна Дайлидова, была статная, светская дама, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. В семье было четверо детей: старшей была Маруся, через пять лет   родился брат Николай, после сестра Женя и брат Василий. У Савицких был дом на Седанке — загородном дачном месте (17-я верста), где круглый год жили состоятельные семьи. Савицкие жили в достатке. У них был свой выезд, была и прислуга.
С детства у Маруси был отличный голос. С девяти до одиннадцати лет Маруся пела в хоре Успенского собора Владивостока.
Из-за строгого воспитания в 15 лет Маруся сбежала из дому и устроилась  медицинской сестрой. Вскоре она познакомилась с Петром Валентиновичем Шеболдаевым, самым известным в городе врачом-гинекологом. Он взял её к себе на работу, а после предложил стоить его женой. Мужу Маруси был 61 год. Промучившись порядочно лет в уже  разоренном большевистским правлением Владивостоке, в 1928 году Петр Валентинович дружно с Марусей смогли покинуть крепость и эмигрировали в Шанхай. Из Шанхая супруги должны были перебраться в Париж, куда Петр Валентинович был приглашен читать лекции в Парижской медицинской академии, но он вдруг заболел и умер. Молодая вдова осталась одна на чужбине без средств к существованию. Маруся Сава прожила в Шанхае нелегкие девять месяцев, где ходила на курсы изучения английской машинописи и пыталась заработать на существование музыкой и пением. Ей удалось попасть в хор Агреневой-Славянской, набиравшей певиц для поездки в Америку (Маргарита Дмитриевна Агренева-Славянская в Китае была известна как музыкант и хормейстер. Великий хор был основан едва за семьдесят лет до описываемых событий её отцом, певцом Дмитрием Александровичем Агреневым, собирателем и популяризатором русских и славянских песен, ставшим всемирно известным под именем Агренев-Славянский). В декабре 1928 года Маруся   вместе со всеми прибыла в Сан-Франциско. прежде хор выступал здесь и в других городах тихоокеанского побережья, в том числе в Сиэтле, после — на автобусе помощью всю Америку — отправился в Вашингтон (было выступление в Библиотеке Конгресса) и Нью-Йорк. Все концерты хора Агреневой-Славянской проходили с неизменным успехом. все таки хористам платили бесконечно мало, из-за деспотичности руководительницы некоторые покидали хор. Не была исключением и Маруся, нашедшая новую работу певицы в русском ночном клубе «Петрушка» в Чикаго. тут то же родился её артистическое имя — Маруся Сава. Так, с чикагского ночного клуба «Петрушка» в 1930 году началась многолетняя, постоянно успешная судьба Маруси Савы. Но в «Петрушке» Марусе не довелось проработать бесконечно — в декабре 1930 года ночной клуб закрылся, просуществовав четыре года. после нескольких месяцев полковник Владимир Ященко, что был управляющим в «Петрушке», открыл в Чикаго свой личный ресторан «Мезонет рюс» и пригласил Марусю там выступать, где она проработала два сезона (1931–1933 годы). Маруся продолжала воспитывать свое занятие и в ход только сезона 1931–1932 годов посещала хоровой разряд в чикагской Сивик-опере. Она уже была известна местной публике, некоторые её выступления передавались и по радио. Аккомпанировал ей несовершеннолетний (ему  было 20 лет) благообразный американец Чарлз Луис Лафлин. В 1932 году, недавно до ухода из «Мезонет рюс», Маруся и Чарлз поженились. С открытием осеннего сезона 1933 года Марусю пригласили ходить в ресторан «Москоу клаб», что весь назывался «A Bit of Moscow» (то есть «Уголок Москвы»). Юная Маруся Сава стала здесь признанной звездой. В артистической программе заведения она пела, танцевала, исполняла скетчи. С начала 1934 года Маруся Сава входила в труппу чикагской Сивик-оперы. В том же 1934 году Маруся гурьбой с Чарлзом пела в Чикагском водевильном театре на Стейт-стрит. Осенью 1934 года Маруся Сава покидает Чикаго и совокупно с мужем переезжает в Нью-Йорк, какой пришёлся ей по душе. В этом мегаполисе певец прожила больше пятидесяти лет. Здесь она добилась самого большого успеха в своей карьере.
Осенью 1934-го Маруся Сава перебралась жить в Вашингтон. Менее двух месяцев она проработала в ресторане «Казино рюс», а кроме её пригласили ходить в знаменитом вашингтонском ресторане «Тройка», кто посещали высокопоставленные дипломаты, как американцы, так и иностранцы, члены американского Конгресса. Так Маруся перебралась в Вашингтон. Послушать певицу приходили иностранные послы, сотрудники американского посольства в Москве (дипломатические отношения промеж двумя странами были установлены лишь год назад). В один из вечеров Марусю представили Джозефу Дэвису и его жене-миллионерше Марджори Мериветер Пост, которые готовились к поездке в Москву (в 1937–1938 годах Дж. Дэвис был послом США в Москве). «Тройку» посещал и даже приглашал Марусю на вертеж Холл, брат Элеоноры Рузвельт, первой леди Америки. отдельный бал один банкир приходил к дверям квартиры Маруси, оставлял орхидею и требование на ужин потом окончания программы. И если Маруся заканчивала свое выступление, она со своими партнерами шла к его столу. помимо того, приходили иностранные туристы. В «Тройке» был организован малый хор, или ансамбль, в котором Маруся играла «первую скрипку». после четыре месяца потом рождения первенца, сына Евгения (дочь Муся родится в 1944 году), в октябре 1935 году Маруся с Чарльзом совершила небольшое путь по городам штата Вашингтон — Чехалис, Абердин, Якима, Сентралия . Во век путь Маруся и её муж показывали зрителям программу, состоявшую только из классических произведений русских композиторов (Скрябин, Чайковский, Мясковский, Мусоргский, Балакирев), а также русских народных песен и цыганских романсов — в исполнении Маруси (особой популярностью пользовалась бессмертная «Калинка»). кроме этого Маруся пела на концертах арию Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама». Местные газеты в отзывах о концертах отдельно подчеркивали, что певец имеет диапазон шум в три октавы и выступает в костюмах, сшитых по её эскизам. Марусино крик за отличала прекрасная дикция, что отмечалось всеми без исключения музыкальными критиками русского Нью-Йорка. В запас певицы входило больше сотни романсов и народных песен. Маруся Сава была в Америке одной из первых исполнительниц, включивших в свой запас советские песни.
В 1935 году Марусе (она продолжала ходить в «Тройке») посчастливилось два раза участвовать в концертах в почтение президента США Франклина Рузвельта. будто в это же эра Маруся сдала письменный экзамен, вынужденный для получения американского гражданства.
К началу осеннего сезона 1937 года Марусю из «Тройки» перетянули в «Корчму», низкий ресторан с программой в Нью-Йорке, в котором она провела сезоны 1937–1938 и 1938–1939 годов. кроме этого Маруся Сава появляется и на различных благотворительных балах и концертах.
Весной 1939 года Марусю, уже ставшую примадонной, приглашают в настоящий престижный русский ночной клуб Америки «Казино рюс», где она проработала дольше только в своей артистической карьере — с небольшими перерывами (на выступления в «Корчме») она провела здесь восемь сезонов. С самого начала выступлений в «Казино рюс» Маруся Сава покорила слушающих своим волшебным пением. победа постоянно сопутствовал певице, талантливой, да еще писаной красавице: чистый, как бы хрустальный визг её сочетался с длинными, примерно до колен каштановыми косами, темно-синими, цвета сапфира, глазами, красивыми, алебастровой кожи, оголенными плечами. если певица, исполняя цыганские пляски, ударяла в тамбурин, зал неистовствовал от восторга. А человек в «Казино рюс» была самая изысканная. Именно там Маруся Сава познакомилась с известными певицами Русского Зарубежья — Сарой Горби (она впервые приехала в Америку в декабре 1935-го, после — весной 1936-го, в чего её гастроли за океаном стали регулярными), Изой Кремер (специально пришедшей послушать Марусю затем своего выступления в Карнеги-холле), Лидой Гулеско, приезжавшей из Парижа. Здесь Марусю Саву накануне отъездом в Европу слушал «великий малый человек» Чарли Чаплин. Приходила в ресторан Ингрид Бергман. В один из вечеров сидела в ложе Марлен Дитрих. ряд знаменитостей приходило послушать Марусю — всех не перечесть.
В апреле 1941 года у Маруси Савы вышла её первая пластинка.
В июне 1944 года имя «Сева рекорд в серии «Colour Edge Trade Mark» выпустила книга «Русские песни в исполнении Маруси Савы» («Russian Songs by Marusia Sava», Seva Album № 15).
В 1949 году общество «Мюзет» («Musette Publishers Inc» / «New York. Steinway Hall) выпустила четыре пластинки Маруси Савы, объединенные в один книга «Marusia Sava. Contralto. An Album of Gypsy Songs» («Маруся Сава. Контральто. книга цыганских песен»).
Все вещи были записаны в сопровождении оркестра (5 человек), под управлением мужа Маруси, Чарлза Лафлина.
Визитной карточкой Маруси долгое век был песнь «Черная шаль». Петь она его начала в 1939 году. Сама считала эту вещь лучшей в своем репертуаре. С последними аккордами музыки Маруся, как это как она умела, двигала плечами и опускалась на сцену.
Из «Казино рюс», где она провела последние 5 лет, Маруся Сава перешла в модный русский ресторан-кабаре «Русская сказка», где ей пришлось заключать дело с выступлениями на радио, а после уехала в монреальский «Самовар». исключая того, выступала в ресторанах «Балалайка» (в здании бывшего «Казино рюс»), «Старая Румыния», нью-йоркском «Голден Фиддл», кафе «Литтл Джипси» и др. Продолжались и очень частые выступления Маруси Савы в разнообразных благотворительных вечерах.
В 50–60-е годы Маруся Сава все больше и больше времени проводит в Канаде: частыми становятся ангажементы в русских ресторанах, часто выступала артистка на радиостанции СВС (Торонто).
25 октября 1957 года Маруся Сава выступила в одном из лучших нью-йоркских залов, «Барбизон Плаза» — состоялся её сольный концерт.
Маруся выступала предположительно до 1976 года, в основном по приглашениям из богатых домов на различные торжественные церемонии (дни рождения и тому подобное). разом она работала в качестве секретаря в салоне красоты. В 1976 году певец в третий раз вышла замуж и по настоянию жена оставила и работу и выступления. Третий брак Маруси Савы продлился чуть больше десяти лет. До 1992 года Маруся Сава жила в Нью-Йорке. Овдовев, Маруся поддалась на уговоры сына перебраться поближе к его семье и внукам, в Сиэтл. Маруся Сава поселилась на небольшом острове Мерсер-Айленд (длина 5 миль, ширина 2 мили в самом широком месте; общая место 6,2 кв. мили, населения при 22 тысяч человек; находится будто посередине озера Вашингтон), зажиточном пригороде Сиэтла, в скромной квартирке на третьем этаже дома.
Мария Ивановна Савицкая скончалась 9 сентября 2004 года.

 

слушать и скачивать: http://muzofon.com/search/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D1%8F%20%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%B0

 

Marusia Sava "Tabor nash spit"

 

  

 

источники- http://www.russianlyrics.com/name/marysya-sava/   http://shanson-obmen.ucoz.ru/index/0-51