Домой    Кино    Музыка    Журналы    Открытки    Страницы истории разведки   Записки бывшего пионера      Люди, годы, судьбы...      

Журнал  "ОГОНЕК"

Форум      Гостевая книга

1  2  3  4


[Журнал] Огонек (3834 выпуска) [1899-2008, PDF/DJVU, RUS]

Скачать - https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3821817

https://cloud.mail.ru/public/S6Zh/3N97EUe3o

 

В 1899 году появился журнал, которому суждено было на протяжении целого века выполнять роль единственного еженедельника, который у нас

 в стране совмещал традиции «Лайфа» и «Тайма», «Пари матч» и «Шпигеля». С этим журналом сотрудничали лучшие фотографы, писатели и поэты, репортеры и фельетонисты.

Подшивки «Огонька» бережно сохранялись и передавались от старших читателей к подрастающим младшим. Статьи в «Огоньке» обсуждались, пересказывались. На мнение, высказанное в журнале, ссылались как на неоспоримый авторитет. Из цветных вкладок первого в России иллюстрированного журнала читатели «Огонька» составляли альбомы и украшали этими скромными репродукциями свое бытие, развешивая картинки по стенам...

Все годы существования «Огонек», как в зеркале, четко отражал на страницах журнала реальную жизнь с ее многообразием событий. Менялась страна, менялись и люди: «Огонек» становился другим вместе с ними, но всегда оставался «своим» журналом для огромного круга читателей. И для каждого читателя он публиковал что-то очень важное.

Первый номер «Огонька» вышел в свет в четверг 9 (21) декабря 1899 года как еженедельное иллюстрированное литературно-художественное приложение к газете «Биржевые ведомости», которую выпускал в Петербурге крупный издатель С М Проппер. С 1902 года «Огонек» стал самостоятельным, самым дешевым и очень популярным журналом с тиражом в 120 тысяч экземпляров, отставая по тиражу только от ежемесячной «Нивы». Примерно одну треть журнала уже в те годы занимали фоторепортажи. В начале века «Огонек» выходил на восьми страницах в 1/8 печатного листа. В революционные годы (с 1918 по 1923) выпуск «Огонька», как и многих других российских газет и журналов, прекратился. И хотя в начале двадцатых годов в российской журналистике началось оживление, ни одно из новых изданий не смогло заменить такой родной и знакомый «старорежимный» «Огонек»...

В 1923 году несколько московских журналистов, писателей и издательских работников объединились вокруг Михаила Кольцова, одного из самых ярких журналистов революционной эпохи. Кольцов говорил: «Мы решили попробовать, удастся ли со старым названием поставить советский журнал». Вся редакция помещалась в тесной комнате в одном из московских переулков. Журнал выходил на шероховатой бумаге, то раз в неделю, то раз в десять дней... На конец 1923 года тираж «Огонька» составил 42 тысячи экземпляров, а уже в 1925 году достиг полумиллиона. Тогда же сформировались основные принципы: хороший литературный язык, сдобренный известной долей консервативного официоза, ставка на иллюстративный ряд, на классический макет, на присутствие в каждом номере обязательных элементов (довольно скоро таким элементом стал кроссворд).


ФОТОЦИКЛ «ГЕРОИ И ЖЕРТВЫ»
1914 — 1916 годы

Сегодня это назвали бы «специальным проектом» либо «акцией «Огонька». Буквально через две недели после начала Первой мировой войны «Огонек» призвал своих читателей присылать в редакцию фото родных и близких — тех, кто ушел на фронт, и короткие письма о них: где воевали, чем отличились «перед Государем и Отечеством», при каких обстоятельствах получили ранение, в каком бою погибли. Тогда был август четырнадцатого, мало кто сомневался в скорой победе; ту войну «Огонек» вместе со всей страной, по известной аналогии, называл «Отечественной войной 1914 года». Никто не мог предположить, что фотоцикл «Герои и жертвы» не покинет страницы журнала еще два года.


 ДЕТИ УЛИЦЫ: БОРЬБА С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ
 

Кампания по борьбе с беспризорностью, начавшаяся в середине 1920-х, помогла социализировать миллионы детей. Изначально курировал этот процесс Феликс Дзержинский, а на местах была создана специальная детская милиция — практически полноценная правоохранительная структура, набранная из бывших беспризорных. Корреспондент «Огонька» в Екатеринославе (нынешнем Днепропетровске) вышел в рейд с детской милицией:

«На дворе еще ночь... а детская милиция, сопровождаемая командой старших, уже разбросалась, расползлась по всему городу, заглядывая под подворотни, под лестницы парадных ходов и под насыпанными горами, заводами выброшенными шлаком и щебнем.

Работа нелегкая… Часто не сдается «дитя улицы», часто вступает в рукопашную, кусает как мышонок, готов всадить нож каждому, кто посягнет на его «свободу», но победителем всегда остается она — детская милиция. Окружила она сопротивляющегося и препровождает в условленное место — изолятор, откуда уже все выловленные под конвоем детской милиции будут препровождены в детский дом-коммуну, а там, известно, наступят лучшие и более светлые дни... Сами милиционеры лишь год тому назад находились в цепких лапах улицы, гнили, изъязвленные пороками и болезнями, по трущобам, а теперь сами идут войною на проклятую улицу, чтобы отвоевать у нее ее жертвы».

А. Серафимов, № 1, 1926 год


1928 журнал "Огонек"

Бухарин

Прост и доступен был товарищ Бухарин. Мальчики и девочки -- активисты первого школьного отряда «Долой курение!» -- запросто подошли к нему и рассказали, что «каждый курильщик -- вор кислорода и друг туберкулеза». Узнав об этом, товарищ Бухарин тут же растоптал сапогом папироску и дал «честное пионерское слово» бросить эту пагубную привычку.

Фининспектор

Строг и холоден взгляд фининспектора. Растерян, загнан в угол толстый нэпман. Сейчас с него сдерут такие налоги, что придется закрывать свою частную лавочку и «перековываться» в простого совслужащего.

Копилка

Завидуйте, вкладчики швейцарских банков! В государственных сберкассах СССР трудящимся выдают копилки с замочком. А ключа не дают. По копеечке, по гривенничку бросают трудящиеся в копилку. Наполнилась -- добро пожаловать в сберкассу, там копилку и откроют. Радуется советский человек -- глядишь, целый рубль, а то и два набежало!

Лыжи

Летом 1928 года в Москве прошел «первый смотр физических сил мирового пролетариата». Среди прочих соревнований был и заплыв (забег?) на водных лыжах.



Ясли

На фото А. Шайхета: 1928 г. Ясли в селе Троицком Коммунальной волости Московского уезда.

источник- http://www.ogoniok.com/archive/1998/4569/34-21-23/  


ФЕМИНИЗМ СОВЕТСКОГО РАЗЛИВА


«Боевые подруги», фоторепортаж С. Лоскутова и Э. Евзерихина, № 1 за 1937 год

До начала массовых репрессий, позже названных «эпохой Большого террора», — всего полгода. Мужья этих женщин, попавших в объектив «Огонька» зимой 37-го, пока находятся на своих «командных и начальствующих» постах; некоторые наверняка еще успеют увидеть своих жен на страницах журнала.

«В Большом Кремлевском дворце в присутствии великого вождя народов товарища Сталина и его славных соратников открылось Всесоюзное совещание жен командного и начальствующего состава рабоче-крестьянской Красной Армии. … В выступлениях участниц совещания вырисовывается замечательный облик советских женщин... умеющих сочетать свою личную заботу о семье и муже с большой общественной работой, готовых в любую минуту встать рядом с мужьями на защиту Советского Союза».


После того, как Кольцов был репрессирован в 1938 году, недолгое время журналом руководил один из соавторов «12 стульев» Евгений Петров. Редакторы менялись, а в начале 50-х редактором журнала на несколько лет стал знаменитый советский поэт Алексей Сурков. Именно при Алексее Суркове окончательно оформились «фирменные» черты огоньковского стиля: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда — детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие декоративный характер, а также так называемая «вкладка», имевшая в истории советской культуры уникальную функцию — с помощью цветных репродукций громадные массы людей знакомились с шедеврами мировой культуры, с русской классикой и... с официозной советской живописью. Так с помощью «Огонька» очень активно и действенно формировались эстетические вкусы поколений, «эстетика миллионов», с которой потом пришлось сражаться в 60-е годы советской интеллигенции и которая была одним из самых твердых базисных опор консервативного общества брежневского периода.

Журнал стал привычной частью советского быта. Интеллигенция презрительно называла его «журналом для парикмахерских». Но при следующем редакторе, поэте и драматурге Анатолии Софронове, который руководил изданием рекордный срок — больше 30 лет (с 1953 по 1986) — «Огонек» окончательно становится «классикой жанра» — спокойным изданием для стабильной жизни. В «Огоньке» 50-х годов начинал известный советский писатель Владимир Солоухин. Долгое время в журнале работал Генрих Боровик. Литературное приложение к «Огоньку», его знаменитая «Библиотечка», в которой печатаются рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи — становится важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны. Вообще «Огонек» — не только иллюстрированное, но и литературное издание. Репортажи Виктора Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского — это также черты «фирменного стиля».

В 1986 году «с подачи» Михаила Горбачева и Александра Яковлева главным редактором «Огонька» становится Виталий Коротич. С его приходом  журнал повернул на 180 градусов. Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонек» эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонек». Открывший на этом пути к читателю множество ярких имен, талантливых авторов, замечательных художников — он закономерно пришел к финалу этой, наиболее славной страницы своей истории.  Журнал в это время был знаменитым не только в стране, но и в мире. С ним связана эпоха «гласности», смена политической формации, крах советской власти — сначала в умах людей, а потом и в реальной жизни. Многие статьи в «Огоньке» — «Ждановская жидкость» Юрия Карякина, открытое письмо следователей Генпрокуратуры СССР Гдляна и Иванова, репортажи из американской армии Артема Боровика — становятся знаком новой эпохи.

Но перестройка кончилась. В 1991 году главным редактором стал Лев Гущин. Ему предстояла непростая задача — реформировать «Огонек», приспособив его к рыночным условиям. К концу 1994-го года экономическая ситуация не позволяла выжить на рынке печати такому дорогому, громоздкому и старомодному культурному продукту.  Последние преобразования в «Огоньке» в начале 1995 года наиболее приблизили его к стандартам западных иллюстрированных изданий — и объем, и информационная насыщенность, и использование компьютерной графики сделали журнал совершенно другим, не похожим на старый советский журнал.

В 1998 году главным редактором «Огонька» стал Владимир Чернов, пришедший в журнал еще при Виталии Коротиче.

В октябре 2003 года пост главного редактора занял известный российский журналист Виктор Лошак. В ноябре 2004 года Виктор Лошак заявил о своем уходе после того, как владельцы журнала предложили новую концепцию издания – журнал для молодых и богатых. В. Лошак в тот момент посчитал, что журнал «Огонёк» не может одномоментно стать подобным журналом. По его мнению, «Огонёк» с его 105-летней историей нельзя было быстро и резко развернуть. И его как главного редактора устраивал статус журнала как общественно-политического издания. Внутри журнала можно было сделать некие ходы, однако радикальная революция на пользу старому бренду вряд ли пошла. Известно, что часто бренд сам определяет рамки своей аудитории. И жизнь — полугодовая работа по новой идее — показала, что данная новация была ложной, что был сделан неверный шаг. Из «Огонька» хотели сделать еще один глянцевый журнал о прекрасной жизни для прекрасных молодых людей.

После того, как «Огонёк» в новой концепции не пошел, владельцы задумались о возможном выставлении на рынок его как бренда. Тут и появились покупатели — питерская компания «Телеком-Инвест», которая ранее планировала выйти на рынок СМИ. После приобретения журнала «Огонёк» она сделала В. Лошаку предложение о создании издательского дома журнала «Огонек», которое тому показалось интересным. Лично для него это стало вызовом.

Виктор Лошак отметил, что «Огонек» больше не
 будет журналом для молодых и богатых. Как пояснил Лошак, к этому выводу его привели ожидания читателей и потребности рынка. «Нельзя не использовать то, что „Огонек“ является брендом, известным в каждой российской семье», — добавил он. В дальнейшем журнал будет развиваться как общественно-информационное периодическое издание, он не будет насыщен политикой, хотя какая-то политическая картинка в нем будет. Это будет журнал о меняющемся человеке в меняющейся стране. В целом журналу будет интересен человек, а потом уже государство и его проблемы. Каждый материал в журнале будет чтивом, а читатель мог бы вместе с «Огоньком» подумать и поспорить. Но в то же время, в журнале должна быть и какая-то развлекательная часть, потому что современная аудитория – это не столько читатели книг, сколько телезрители и поклонники Интернета. Поэтому визуальный ряд журнала будет не менее важным, чем его содержательная часть. При этом журнал займет либерально-патриотическую позицию, то есть это будет журнал либеральных взглядов людей, которые связывают свою жизнь и жизнь своей семьи с Россией.

Сегодня журнал по-прежнему стоит на жестких политических позициях, поддерживая нынешнее правительство только в рамках проводимых им демократических реформ. Он по-прежнему много места уделяет культуре и литературе. Возрождаются традиции огоньковского репортажа. Осталось неизменным «любимое» лицо на обложке, вернулся кроссворд и принцип макетирования «от иллюстрации». Новый «Огонек» для новой страны остается вместе с тем наиболее старым изданием со старыми традициями в отборе текстов и формировании своего стиля. Преемственность журналистского коллектива помогла не потерять то качество, которое всегда было неизменным в журнале, несмотря на все потери и «лихие годы»...

Надеемся, в этом вы сможете убеждаться каждый раз, читая на мониторе своего компьютера очередной, свежий, номер «Огонька»

Главные редакторы журнала «Огонёк»

М. Кольцов

Е. Петров

А. Сурков

В. Коротич

Л. Гущин

В. Чернов

В. Лошак

"Огонек"_ № 11 за 1953 г. Похороны Сталина. Скачать


Огонек №2 1952