Жостовская роспись – русский
народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в
деревне Жостово Московской области.
Расписание металлических подносов
возникло в середине 18 века на Урале, там, где располагались заводы
металлургической направленности, и только лишь в первой половине 19 века
промысел стал народным и перекочевал в деревни Московской области – Жостово,
Троицкое и других. За короткие сроки жостовская роспись стала ведущей. В наше
время производство подносов с этой росписью сосредоточено в деревне Жостово и в
Нижнем Тагиле.
При производстве подносов с жостовой
росписью используется сталь тонкого образца: листы штампуют, затем вальцуют,
чтобы придать жесткость бортам. После этого подносы грунтуются, шлифуются и
покрываются маслянистым лаком. Самым последним этапом идет непосредственная
роспись подносов от руки, не применяя при этом трафареты и образцы, полагаюсь на
свою собственную фантазию и изобретательность. Причем, обычно, мастер работает
одновременно с несколькими заказами. Орнамент наносят золотым порошком,
разведенным в лаке или скипидаре. Обычно основными мотивами такой росписи
являются цветочные букеты простой композиции, с чередующимися крупными садовыми
и небольшими полевыми цветами. Сначала рисуются основные силуэты букета, затем
накладываются тени.
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале,
где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск,
Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать
в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др.
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких
подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других -
возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из
папье-маше.
В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики
по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую,
где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В прейскуранте Вишняковых
значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов,
сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и
проч. существует с 1825 г.".
В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к
упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную
артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово.
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном
или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной
особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной
композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое
воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает.
Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться
гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов,
изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод
или птиц.
Для
производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы
штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После
этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно
черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы
от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на
собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по
красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над
несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым
порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой
краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи
— цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и
мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета),
затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся
плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом
крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и
т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н.
уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным
лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального
блеска.
За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными
декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского
народного искусства.
В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в
деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
Древнему Нижнетагильскому лаковому делу уже
265 лет. Тагильские подносы, шкатулки, баночки,
столики, сверкающие великолепными, горящими
ярким живым огнем букетами роз с воздушными
лепестками, неизменно причисляются к самым
диковинным творениям человеческих рук
Всего у нас в стране два места подносного
промысла: Жостово и Нижний Тагил.
В тагильской росписи использовались приемы
декора иконописи: серебро, металлические пески,
золото. Применялась техника цыровки по разным
землям (цветному фону). Цыровка (цырь) -
изысканный древний прием, применявшийся в
орнаментации икон. Секрет «цыри» в том, что
поверх золота густо заливали красочный фон.
Краски твердели. После этого тонкой иглой
осторожно соскребали красочный слой до золота,
создавая золотые узоры по цвету. Узоры эти
получались особо изысканными. А лак, известный
под названием «тагильского», превосходил все
используемые другими мастерами лаки своей
удивительной прочностью и прозрачностью,
придавая краскам «особую цветовую яркость… и
едва уловимые переливы… тончайших оттенков».
Особо это коснулось подносов-картин, которые
отличались особой «чистотой работы». В центре
подноса маслом вписывалась картина на
мифологическую, историческую или галантную тему,
которая обрамлялась красивейшей рамочкой
золотого орнамента.
Первоначально мастерами росписи были
мужчины. Была даже создана школа живописи, в
которую принимались мальчики с 12 лет на полное
господское обеспечение. Но постепенно
мужчин-живописцев вытеснили женщины.
Благодаря своей изысканности, богатству красок,
повышенной декоративности, законченности
композиции, тагильские расписные подносы
получили известность по всему миру.
Сейчас лаковый промысел переживает
трудное время. Но все-таки мастера пишут свои
лучшие работы .В них – «яркая свежесть
таланта, безупречный вкус, поющие гибкие линии и
вечные цветы – нежное чудо, творение доброго
сердца и чистой души»(О.Силонова. Газета «Тагильский
металлург» ).