Домой    История моды    Журналы    Открытки    Грампластинки      Открытки    Страницы истории разведки    Люди, годы, судьбы...

 

Translate a Web Page      Форум       Помощь сайту   Гостевая книга

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ленинградская мода. 1977 год.

 

Ленинградская мода в любую погоду!

 

...Любая мода — форма безумия (Гилберт Честертон)

 

Прочь все эти изрядно поднадоевшие современные модные издания под названием Cosmopolitan, Glamour, Harper's Bazaar, Vogue, Burda Moden и прочие порождения тлетворной западной культуры – как и всё слишком популярное, оно теряет свою прелесть! Журнал Ленинградского Дома моделей одежды (или ЛДМО на языке Страны Советов) – вот образец стиля и элегантности на все времена! Издававшийся в Ленинграде в 1970-80-х годах, он дает прекрасный материал для изучения самых актуальных советских трендов эпохи застоя.

 

 

Журнал является поистине уникальным изданием, позволяющим сегодня понять, до какой степени изобретательности доходил «коллектив ленинградских швейников» в своем святом стремлении одеть советскую женщину в соответствии с последними модными тенденциями, как старались «работники моделирующих организаций, промышленности, торговли» только чтобы удовлетворить растущие «требования к ассортименту и качеству швейных изделий».

 

 

Вообще формулировки, встречающиеся в статьях журнала ЛДМО, совсем не похожи на современный русский язык просто потому, что такими оборотами уже мало кто сегодня изъясняется. Так, например, в качестве декоративных элементов на одежде выступают «детали фантазийного характера», вечерние туалеты атрибутируются как «нарядное платье», либо «классический наряд для торжественного случая»; мужчинам же активно предлагаются «костюмы курточного характера», сочетающие в себе «деловитость со спортивностью».

 

 

Кроме того, вся одежда по каким-то неведомым современному сознанию законам классифицируется журналом как «модные» и «особо модные изделия». Наряды для советской гражданки шили не какие-нибудь там Диоры или Дольче энд Габбаны, а предприятия Леншвейпрома, включавшие в себя такие объединения как «Большевичка», «Первомайская заря», им. Володарского и другие с подобными им изуверскими названиями.

 

 

Мода, как и все остальные сферы жизни общества, была частью партийной программы. В этом смысле она должна была «утверждать благородные принципы коммунистической морали, содействовать развитию многонациональной социалистической культуры, формировать высокий эстетический вкус всего населения». В то же время издание отмечает, что каждому городу огромной страны свойственны свои особые модные тенденции и черты: «образ ленинградки, например, более тяготеет к классике, он более строг, традиционен».

 

 

Как отмечает Т.В. Красовская, искусствовед Ленинградского Дома моделей одежды в одном из журналов 1987 года: «Современная мода направлена против штампов массовой культуры, бездумного подражания, ложного престижа. Культура одежды означает умение одеваться просто, но элегантно, не скучно, но и не агрессивно, с выдумкой и определенной долей иронии к самому себе». Таким образом, раз уж ленинградская мода не исключает «определенной доли иронии», то и мы не будем ею пренебрегать, разглядывая эти бесподобные образцы от Леншвейпром-Кутюр.

 

 

Для летнего времени года художники-модельеры 1970-х особо рекомендуют наряды в национальном стиле. По словам коллеги-искусствоведа Л. К. Ефремовой: «стоит только приглядеться к экспонатам ближайшего этнографического музея и можно (не теряя, конечно, чувства современности), если не «сделать моду», то уж во всяком случае, сделать индивидуальным и неповторимым свой костюм».

 

 

В осеннюю дождливую погоду элегантные болоньевые одежды – просто мечта каждой женщины: «Яркость и сочность цвета современной болоньи радуют глаз горожан в ненастную, пасмурную погоду, придают улицам более живописный вид. Длинные шарфы, яркие платки, трикотажные шапочки, капюшоны – практичные дополнения».

 

 

Что касается осеннего пальто, то здесь Леншвейпром также предлагает огромный выбор: «Современные пальто характеризуют разнообразные силуэтные решения, отвечающие различным вкусам и комплекциям, тактичное применение остро модных деталей и добротность используемых тканей».

 

 

Поскольку в стране рабочих и крестьян носить норковые меха было не принято, то превосходным решением стал мех искусственный: «Появились и такие новые выработки меха, которые посредством обогащенной фактуры с успехом имитируют многие натуральные меха: теленка, леопарда, пятнистого оленя, тигра, морского котика, нутрию». Но самое главное, обратите внимание на внешний вид этих мехов — любая нутрия умрет от зависти.

 

 

Наиболее прогрессивные идеи выражаются, конечно же, в моде для молодых: «Молодежная мода тяготеет к удобству, практичности, яркости, декоративности. В ней мирно сосуществуют фольклор и спортивность, классика и романтизм. Комплектность – основное свойство современной моды. Этот принцип – формирование рационального гардероба из минимума вещей – особенно пришелся по вкусу молодым».

 

 

«Комбинезон, едва появившись на подиумах Домов моделей и страницах журналов мод, был принят сразу. В нем соединились и удобство производственного костюма, и новизна, без которой нет новой моды. Комбинезон – молодежный вид одежды, требующий стройной фигуры. Однако моложавая, стройная женщина «за 30» тоже может позволить себе надеть комбинезон».

 

 

«К наиболее острым новым предложениям в области мужского нетрадиционного костюма следует отнести комбинезоны. Скорее всего, их наденут молодые мужчины, уверенные в себе любители экстравагантного. Думается, они не пожалеют об этом. Ведь истоки этого вида одежды кроются в рабочем костюме, следовательно, комбинезоны особенно удобны».

 

 

Мужская мода в стиле «коммунистический шик» — это вообще отдельная тема для разговора. Лучшие образцы ЛДМО на эту тему предлагаем вниманию читателя.

 

 

Нельзя также не заметить, насколько сильно изменился эталон мужской красоты за последние 30 лет… Где привычные нашему глазу смазливые мальчики-модели с голыми торсами в масле и белозубыми улыбками – их нет! Зато какие усато-бородато-очкастые экземпляры представлены в ленинградском журнале мод!

 

 

«В решении мужских плащей, утепленных шерстяными подкладками, чувствуется поиск, стремление к новым формам, новому образу. Подчеркнутая геометричность линий, функциональность деталей – вызывает ассоциации с рабочей спецодеждой, в частности с ветровками рыбаков». Кто бы мог подумать, насколько сильно может вдохновить модельера рабочая спецодежда, и что из этого вдохновения может в итоге родиться!

 

 

Как бы странно это ни звучало, но и ленинградской моде было присуще такое понятие как «стиль». Здесь выделялись модели классического, национального, морского, спортивного, делового стиля. Но особого внимания заслуживают наряды, классифицируемые ЛДМО как платья «в романтическом стиле». Эти образцы, безусловно, можно отнести к разряду «особо модных изделий».

 

 

«Платье выходного дня» предлагается женщине для похода в театр, на торжественное мероприятие или же на званый ужин.

 

 

В качестве дополнительных аксессуаров журналом охотно рекомендуется «букетик искусственных цветов или нитка бус, яркие перья или тонкий шарф, элегантная сумка, выходные изящные туфли на высоких каблуках, — все это позволит уверенно чувствовать себя в торжественной обстановке...» А вот и свадебный наряд: тюль по типу «занавески на кухне» всегда спасет невесту даже в самом затруднительном положении.

 

 

«Домашняя одежда… Как ей порой не везет! – сокрушается журнал «Ленинградская мода» — У многих с ней связаны представления о старой, отжившей свой век одежде, которую носят дома лишь потому, что на люди ее уже нельзя надеть. И вид уже не тот, и не модная… Художники Алтайского Дома моделей одежды вынесли на суд участников семинара в Свердловске коллекцию женской одежды для дома. Специалисты высоко оценили творческие поиски алтайских модельеров. Все представленные модели получили высокую оценку. И, думается, судя по тем моделям, которые мы видим на этих страницах, вполне заслуженно». От себя же хочется добавить: неделя высокой моды в Милане просто плачет по сравнению с достижениями семинара в Свердловске!

 

 

Примечательно, что хитрым на выдумку «работникам моделирующих организаций» были свойственны иногда просто гениальные по своей степени абсурда идеи. Сумка-куртка, да еще и с выкройкой в журнале, – очень яркий пример такого явления. Линию невероятных открытий в истории моды легко продолжить: рюкзак-штаны, мешок-пальто или чемодан-пиджак могли бы стать просто сенсацией!

 

 

 

 

Для незаурядной рекламы в нашем модном журнале также нашлось достойное место: «Придаст напитку вкус и аромат, а беседе двух добрых друзей задушевность – новый кофейный набор «Тет-а-тет».

 

 

Наступление эпохи перестройки существенно изменило облик моделируемой одежды. Все больше она становится похожей на западные образцы, теряет свою неподражаемую оригинальность и советскую самобытность… Журнал Ленинградского Дома моделей одежды образца конца 1980-х уже совсем не то, что раньше. С распадом СССР это веселое издание, как впрочем и сам легендарный ЛДМО, перестает существовать, а жаль…

 

 

 

 

источник- http://spbstarosti.ru/kurezy-peterburga/leningradskaya-moda-v-lyubuyu-pogodu.html