ДомойОткрытки

Новая реклама


                         Поющая кукуруза (первая реклама в СССР)                                  Реклама запорожца в СССР

     


Реклама Интуриста

      

   

   

       

           

   

    

 

  


Советское — значит отличное!» — этот убеждающий лозунг помнят многие в нашей стране. Такое утверждение сформировалось во второй половине 1930-х годов, когда на смену НЭПа, периода первой пятилетки и коллективизации приходит время промышленного роста. К 1934–1935 годам наступает этап стабильного расширения потребительского рынка. Наряду с рекламой экспортной продукции получает все большую известность реклама для внутренней торговли, создаваемая в специализированных художественных бюро.
Одним из основоположников советской рекламы 1930-х годов стал И.Боград (1896–после 1938). Он пришел в торговую рекламу признанным мастером рисованного киноплаката, имея за плечами многолетний опыт создания рекламы к фильмам «Аэлита», «Папиросница от Моссельпрома», «Мать», «Конец Санкт-Петербурга», «Порутчик Киже» и другим кинолентам. Боград внес в торговый плакат композиционные приемы и динамику построения кинокадра, использование ракурса и перспективы, как, например, в рекламе папирос «Дерби». Ему принадлежит первенство в создании плакатного постановочного натюрморта, каждый из предметов которого может ожить подобно герою кукольного мультфильма («Пельмени»). Шрифт в плакатах Бограда не менее значим, чем сюжетный рисунок. Классическим примером тому служит реклама популярной зубной пасты «Санит» с изображением молодой летчицы на фоне неба, по которому белым следом изящно начертано название пасты.
В эти годы особую роль стала играть реклама дорогих товаров: крабовых и лососевых консервов, осетровой икры, парфюмерных наборов, изделий из меха. «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы!» убеждает нас молодая женщина с самого запоминающегося плаката 30-х годов работы А.Миллера. Другая героиня плаката этого художника не только демонстрирует ленинградский парфюмерный набор «Белая ночь», но и одета по моде тех лет в стиле «ар-деко».
В 30-е годы советские покупатели посредством рекламы знакомятся с множеством новых продуктов: пастеризованным молоком в стеклянных бутылках, майонезом, фасованным мясом и сливочным маслом, пельменями, сосисками, свежезамороженными овощами и рыбой, пищевыми концентратами для быстрого приготовления каш, супов, киселей и кондитерских изделий. Реклама предлагает готовое блюдо: «Горячие Московские котлеты с булочкой» (автор плаката неизвестен).
Виртуозное владение приемами плакатного рисунка отличает работы патриарха советской рекламы А.Зеленского (1882–1942), творческий путь которого блестяще завершился в 30-е годы, и молодого рекламиста А.Побединского (1904–1979). Художники параллельно работали над рекламой мороженого, мясных и молочных продуктов, консервов, фруктовых соков и крепких спиртных напитков. Реклама этих продуктов поражает разнообразием. Необходимо заметить, что все однопрофильные предприятия-производители в стране выпускали строго определенный ассортимент товаров, соответствующих утвержденным стандартам. Фабричные продукты, произведенные в Москве, Ленинграде, Саратове и Иркутске имели одинаковый вид. Поэтому реклама в Москве создавалась для всей страны. В значительной мере это касалось ликеро -водочных изделий, активно рекламируемых в конце 30-х годов (плакат А.Побединского «Горькие настойки»).
Постоянным персонажем плакатов  А.Зеленского является мальчик, прототипом которого был сын художника Борис. Именно ему предоставилась честь демонстрировать в рекламе самое популярное советское лакомство — мороженое.
В середине 1930-х годов в торговую рекламу приходит С.Сахаров (1906–1969). Приверженец творчества старых мастеров-живописцев он создает в 1939 году в плакате «Курите "Капитанские сигары"» один из самых романтических рекламных образов. В 1940–1950-е годы Сахаров становится общепризнанным лидером советского плаката. Его работы поражают необыкновенным колоритом и точным пониманием психологии воздействия цвета. Реклама цитрусового сока — напитка из субтропических даров черноморского побережья Кавказа — до сих пор не утратила своей прелести и привлекательности. Одной из находок художника стал символ советского мороженого — пингвин, который полюбился детям и взрослым. Знаменательно, что реклама сельди, созданная Сахаровым в 1959 году, перекочевала в 1960-е годы в многочисленные плакаты, рекламирующие дары моря: океанических рыб с экзотическими названиями, вроде бельдюги, нототении и мокроруса, за которыми охотились советские рыболовные флотилии.
Среди мастеров послевоенного времени следует отметить непревзойденного автора рекламы напитков Н.Мартынова (1912–1995), А.Андреади (1907–1972), создавшего превосходную рекламу рыбных продуктов, парфюмерии и лекарств, и В.Трухачева (р.1917), творчество которого охватило множество товаров «широкого потребления». Трухачев работал в сети Центрального универмага в Москве и, благодаря ему, сотни тысяч жителей столицы знакомились с ассортиментом тканей, головных уборов, пылесосами, телевизорами и другими промышленными новинками.
Конец 1950-х годов с большим «целинным хлебом» и всеми видами икры и рыбы на прилавках магазинов стал последним этапом социа-листического изобилия. Реклама 1960-х годов обратилась к товарам народного потребления. Изысканные женские силуэты на плакатах Э.Филимонова и С.Лапаева, помещенных на стенах промтоварных магазинов и «сельпо», соседствовали с рекламой кирзовых сапог — замечательной национальной русской обуви, которую с успехом носили советские солдаты, хлеборобы Казахстана, молодые покорители Сибири и строители БАМа.
Страна вступила в пору тотального дефицита и лимитированного получения продуктов и промышленных товаров. Вместе с этим закончился период рекламного плаката — оптимистичных картин, украшавших стены магазинов, определявших систему потребительских ценностей и приоритетов и символизировавших достаток, к которому, казалось, был так близок советский человек.
Александр Шклярук  http://www.plakat.ru/Info/p_r04.htm

08 марта 2011 г.